Кавказ в обрамлении Евразии

В размышлениях о перспективах Евразийского Союза кавказский регион предстает одним из узловых

Председатель ДУМ РСО-Алания Гацалов Х.Х

Глобализация, по сути своей в примитивном определении, поглощение сложившейся системы мировоззрения:  морально-нравственных, культурно-идеологических, экономических, этнических и других ее составляющих, другой,  чуждой системой.

Нивелирование культур различных народов и навязывание исподволь другой идеологии, других понятий, других общественно-экономических связей и отношений. Это грозит не только «противостоянием» цивилизации, но и исчезновением вследствие этого каких-то локальных цивилизационных систем и изменением общей геополитической идеологии.

Приближение к Евразии

Процесс неоднозначный и всеобъемлющий, и по программе своей неотвратимый.

Устоять и изменить его идеологический подход, возможно, другой идеологией и только совместно. То, что предлагает Евразийское движение, евразийский союз – может стать той базовой платформой, которая на новом, историческом отрезке времени сохранит самобытность народов и их культур, их идентичность и неповторимость.

  

Мир меняется и происходит это довольно стремительно. Европа в этом  круговороте, как всегда в ее исторической практике, наиболее подвержена изменениям и внутренним конфликтам. Изменение национального состава, колорит различных культур и религий, провал политики «мультикультурализма» приводит континент к регулярным потрясениям.

Проблемы общей валюты, разный экономический потенциал стран содружества также не улучшает общей картины и устойчивости традиционной Европы процессу глобализации.

Новая идеология не решает все эти проблемы, но сам подход и перспектива изменения ситуации будет мощным импульсом в сторону Евразийского движения. Россия должна внимательно  отслеживать происходящее и быть той основой движения, на которую может опереться Европа.

Конечная, и может быть главная цель всего происходящего и в Европе и в арабском мире – Россия. Различные силы, в том числе и силы движущие глобализацию, мощь и пространство земли русской, видят как одну из основ имперской власти над остальным миром. Европа,  понимая это, смотрит на Россию другим взглядом.

Исторически стабильность Европы определялась сильной Россией. Осознание всех этих факторов приводит европейскую политику и российскую здоровую элиту к пониманию необходимости Евразийского союза.

Философия Евразийского союза  о многополярности полюсов влияния, дает России  возможность отстраивать отношения со странами БРИК, и с азиатскими и тихоокеанскими объединениями,  и с Востоком. В перспективе Россия будет выходить во всех этих объединениях и связях на первые роли,  определяя политику не только в Европе и Азии. Все предпосылки и основания для этого есть, и изменения мирового порядка требуют этого.

Но сама идея Евразийского союза не уводит нас от принципа глобализации, она лишь может изменить ее идеологию и быть залогом многополярности. Здесь Россию ждет особая миссия. Громадная страна с многовековым опытом сожительства, содружество наших народов, наций и религий.

С общим культурным пространством, состоящим  из сотен культур, сохраненная самобытность народов и наций ее населяющих, пример всему остальному миру.

Россия может стать гарантом сохранения многих этносов и их культур. Конечно, нужно понимать, что только  та Россия, которая стряхнет с себя плесень шовинизма и даже главнее, выйдет из сомнамбулического состояния бескультурья и безразличия, и осознает свое историческое Величие.

Россия, культура которой органично вошла в культурное поле ее народов, наполнив их языковым богатством, широтой души и общей ментальностью. Так что идея «Евразийского союза» созвучна с тем, что уже  было у нас, но при другой идеологической сути. Принципы Евразийского движения и  процесс создания союза вызывают больше вопросов, чем ответов.

Мнение гражданина

Проблем  немало и в самой Европе, старых законсервированных и новых, неожиданных.

Серьезное противодействие всех систем, не планируемых в общей рамке Евросоюза. Сопротивления третьих государств, не желающих мощной,  целостной как один органический продукт, Евразии. Старые связи – экономические, политические, военные и т.д. Как на это будет реагировать НАТО?

Перспектива реализации общих проектов запущенных вчера, сегодня? Многое и многое другое. Хотя интеграционный процесс, как и глобализация, запущен. В этой перспективе нас больше волнует Россия. Во-первых, это наша Родина. Мы не только ее граждане, но и непосредственные субъекты всех внутренних процессов.

Во-вторых, без такой России, хотя бы в будущем, проект не состоится.

Вероятно, он реализуем в принципе, так как процесс идет. Но будет ли он, таким как задуман?

Россия как большое, мощное государство, даже без сильной экономики и армии, одним своим присутствием без видимого участия влияет на многие процессы мирового соотношения. Возможности участия государства в мировой политике, складываются не только из его экономического потенциала.

Не менее важными моментами являются внутренние отношения государства, сглаженность и стабильность государственного организма. Отношения власти  и народа, уровень национального самосознания и патриотизма. Эти факторы образуют фундамент стабильности и критерии функционирования государственных структур.

Внешняя политика должна быть не только практичной, но и верной  в отношении многих государств, которые входят в орбиту ее геополитики. Без такого отношения нет друзей. Мы многих потеряли по мере продвижения  «демократичного» переосмысления наших отношений.

Мое мнение, простого гражданина своей Родины, который  хочет понять, почему и как складываются отношения его страны с другими субъектами мирового содружества. Человека, считающего населения бывших Советских Республик своими согражданами и друзьями даже при новых, разграниченных отношениях. Я думаю, что большинство их граждан нашего поколения считают так же.

Бывая там и наблюдая отсутствие надписей, табличек, указателей на русском языке, мне грустно, все на английском. Мы теряем не только наши прошлые отношения, мы теряем общее языковое пространство. Это один из импульсов центробежных сил направленных в будущее. Это наша внешняя политика, оценка ее авторитетности и правильности.

Внешнее окружение

Наше, как мы сами для себя определили ближнее зарубежье, наши бывшие Республики – один из самых серьезных факторов этой политики. Фактор, влияющий на тяжеловесность принятия решений по глобальным вопросам мировой проблематики.

Процесс признания независимой республики Южная Осетия, повлиял на мои симпатии к государствам бывшего соц. лагеря, но  заставил взглянуть критически и на наше отношение к ним. Государства Средней Азии системно вовлекаются в процессы патронируемые США и идеологически отдаляются.

Конечно, образование содружеств большой шаг вперед и думается, наши ближайшие соседи  всегда будут присутствовать в нашей «ближней» политике, это верно исторически, это необходимо геополитически и отдаление, смею надеяться, временное.

То, что Владимир Путин дал импульс центростремительному процессу настолько важно, насколько мы чувствуем себя центром не виртуально, а внутренне. Насколько мы готовы быть центром влияния не из-за энергетических и прочих возможностей, а на основании зрелой политики и верных отношений.

О Грузии говорить не хочется. Пограничные регионы всегда находятся в зоне интересов любого государства, тем более в перевальные исторические моменты, определяющие стратегию и идеологию на годы вперед. В политике не бывает маленьких государства и второстепенных вопросов.

Именно в такой ситуации невмешательство в период нагнетания антироссийской истерии в грузинском обществе, привело к росту больных амбиций Саакашвили, к потере последним исторических и текущих реалий. Как результат война, грязная и непонятная.

Насколько мне известно, даже в период военных действии агрессор ни на минуту не отключался от систем энергоносителей поступающих из России. В это же время мировое сообщество было дезинформировано откровенной ложью.

Проблема Закавказья, Кавказа и России кроется в отношениях Азербайджана и Армении. Идут года, десятилетия, а болевая точка остается. Наши невнятные отношения с Арменией дают ей возможность то надеяться на помощь России, то относиться к ней с обидой. Отношения то теплеют, то переходят к холодным и затухают.

За этими действиями и бездействиями наблюдают остальные, конкретные и косвенные участники процесса,  и другие связывающие свои стратегические планы с Кавказом и Югом России. В первую очередь Азербайджан и Турция, чьи международные и экономические связи, интенсивно нарастают. Вновь возникли локальные и довольно интенсивные перестрелки на рубеже противостояния.

Намеки в сторону России со стороны США понятны и прозрачны. То они указывают на влияние России в организации перестрелок, то предлагают России участвовать в миротворческом процессе, в котором она и так присутствует. Отношения Турции с Арменией в динамике, но всё увязывается в вопрос о признании геноцида.

Стоит отношениям переходить к более активной фазе, как этот вопрос возникает посредством третьей стороны. Как, например последний раз он был акцентирован весьма ярко во Франции. Вопрос сложный, многоступенчатый и Турция на этом поле не игрок нашей команды.

Турция никогда не была союзником России, напротив. Кроме всего прочего она участница военного блока, который называется НАТО, и который трудно  уличить в симпатиях к России. Из серьёзных государств, чьи интересы непосредственно затронуты, остается Азербайджан.

Страна имеет границу с Россией  в самой больной на данный момент точке, на Кавказе. Страна, граждане которой по числу гастарбайтеров в России занимает 1-ое место. Азербайджанцы, граждане России, тоже не последние по численности в перечне национальностей населяющих Россию, особенно на Кавказе.

Нельзя упускать тот факт, что и в Грузии около трехсот тысяч азербайджанцев. Государство, имеющее территориальное присутствие на Каспии, важном стратегическом регионе и наиболее близкое России как дружественный сосед.

С каким чувством Азербайджан наблюдает за действиями России на  постсоветском пространстве и конкретно на карабахском пяточке? Присутствие США в Азербайджане, его сближение с Грузией нас не должно удивлять. Видимые причины – наша политика.

Потеря Азербайджана, как дружественного соседа и партнера, даже переход этого государства на нейтральные, чисто практические связи с Россией – провал в отношениях с этим государством в реалиях сегодняшнего дня и проблем, грядущих в перспективе. Отношения России и Ирана в разных областях, совместные усилия в политической сфере, также вызывает озабоченность Азербайджана.

Непростые отношения последнего с Ираном будут играть во всех этих взаимосвязанных процессах не последнюю роль. В основном, отношение к Ирану и Каспий, толкает США на строительство долгосрочный отношений с Азербайджаном.

Россия должна приблизить Азербайджан во всех спектрах своей политики. Это то, что, на мой взгляд, по видимости и прогнозируемости  российской политики может в первую очередь позитивно или наоборот, повлиять на тенденцию развития евразийских отношений.

Вопрос притирки при положительной динамике развития евразийских отношений, сложен и противоречив. Разность политических систем, даже при их общей демократической основе, военные и иные блоки и союзы, разность мировоззренческих  систем, в том числе и религиозных, плюсы и минусы на пути развития союза.

Внутренние проблемы

Вопросы внутренней политики нам ближе видятся и суждения вероятно более конкретные и аргументированные. Разность потенциалов внутренней и внешней политики не могут долгое время существовать независимо друг от друга. Успех в одном направлении и проблемы в другом, в любом случае ведет к общему провалу.

Успех внешней политики начала распада СССР и становления новой России, был очевиден. Отрыв ее от внутренней политики, от внутренних проблем, привел ее положительный импульс и мировое признание к ситуации, когда дивиденды от этой политики получили страны противоположного блока, а развал армии, экономики, падения авторитета мы – россияне.

Отсутствие внутренней политики привело политику внешнюю к абсурду. Но, в данном случае,  я хотел бы рассмотреть внутренние отношения государства в одном аспекте – отношения власти к религии. Концепция, государство отделено от религии, устарела и по своей сути ложна. Государство – это в первую очередь народ, а религия духовная и душевная потребность этого народа. Бездушное состояние общества  приводит его к краху.

Если государство хочет быть сильным и единым, оно должно обратить внимание в первую очередь на духовную составляющий своего народ. Рост духовности приведет к порядку и в экономике. Владимир Путин четко определил: « Пора уходить от выражения церковь отделена от государства. Необходимо наполнить – это понятие новым смыслом, смыслом сотрудничества».

Государство в умах народа постепенно разделяется с понятием власть. А в кавказских республиках понятие власть зачастую воспринимается как система правоохранительного блока. Парадокс, но это так…

Система во всех своих действиях, намерениях, заявлениях бесконтрольна. Жалобы на действия этой системы отсылаются только в федеральные органы, их много и на местах они не решаемы. Действия ее носят в основном локальный характер и никак не соотносятся с государственной стратегией, государственными задачами.

Декларируемые властью принципы развития правового государства, в первую очередь  права человека и возможности их реализации, никак не связаны этой  системой с повышением уровня правопорядка. А только с увеличением и ростом внутриведомственных показателей.

Имитация эффективных действий различных ОМОН, Центров и т.д., не повышает при росте показателей, рост условий безопасности жизни граждан, а наоборот создается угроза от участников этих действий. Права граждан  и возможности их защиты полностью перечеркиваются обвинениями в инакомыслии, в первую очередь для людей религиозных

Доминирование интересов ведомства над правами человека, над Конституцией, сегодня факт обыденный. Лукавая политика в отношении религии, приводит к расхождению взглядов верующих и власти на законность действий государственной системы. Понятие свобода вероубеждения – выхолащивается совокупностью факторов противостояния.

Государственная правоохранительная система не должна быть жестокой или лояльной, она должна быть справедливой и ее основание – Закон. Вполне понятна и приемлема государственная задача противостоять процессам дестабилизации направленным на расшатывание системы государственной власти.

Сепаратизм, действия различных спец. служб на его усиление, национализм, приправленные религиозным экстремизмом или его риторикой требуют решений; эффективных, долгосрочных стратегий и понятной всем гражданам тактики.

Пока такой стратегии в регионах нет, а вред от непродуманных местечковых действий таит разрушительный потенциал в перспективе. На этой основе происходит отторжение от действий власти и от нее самой. Какой власти? В этом случае государственной исполнительной, ибо люди видят ее нерешительность защищать их конституционные права.

Сквозь призму ислама

Самый яркий и показательный пример, запрет, которому подвергается религиозная литература. Глупее ничего придумать не возможно, и закрадывается мысль, что это чья-то стратегия. Молчание и бездействие власти – всех ее структур, и Прокуратуры и Министерства Юстиции, и Парламента, наконец, не объяснимо. Реакции тех, кто должен остановить эту глупость,  на государственном уровне – нет.

Та власть, которую мы привыкли называть Кремлем, Москвой, Центром, дает ясные и четкие указания о необходимости оказания помощи имамам, муфтиям, религиозным управлениям. Администрация Президента Российской Федерации  ищет новые подходы для решения старых проблем, ведет иную понятную стратегию, оказывая помощь и содействие религиозным организациям, но на местах все эти посылы и указания не находят логического завершения.

Более того откровенно игнорируются, ставя под сомнение указания и сам подход к изменению отношений.

Возрождение ислама после десятилетий активной фазы атеистической системы, не означает,  как кажется некоторым,  изменение его коранической сути или исламизацию – модный термин, которым часто оперируют политологи, религиоведы.

Конечно, для многих людей, проживших большую часть жизни при абсолютном безбожии, рост числа верующих и особенно их стремление соблюдать религиозные каноны, вызывают опасения и невосприятие.

Отсюда и клише «радикал» на человеке, открывшем для себя истину и соизмеряющего свой жизненный путь в соответствии с Законом Божьим.

Противодействие нормальной, активной позиции человека или общины, в соответствии с навязанными стереотипами, вызывает обратную реакцию и может вывести «назначенного и назначенных» за рамки правового поля.

Создаваемое мнение, что исламизация или радикализация ислама, к сожалению, эти термины становятся синонимами, и ставятся в один ряд, растет, абсолютно неверно. Предпосылки на основании, которых формируются такие выводы не соответствуют самой ситуации и сами из того же ряда как и «исламизация и радикализация».

Проблемы есть и этого никто не оспаривает, но при их видимой общности суть их, в разных регионах различна. Определять все причины как противостояние между радикальным исламом и, как принято говорить, традиционным, в корне не правильно, и сводить все к знаменателю приемлемому для всего Кавказа, как к панацее, опасно и вредно.

Рекомендации по решению проблемы радикализации далеки от реальной ситуации и в итоге сводятся к противостоянию и насилию.

Почему такой акцент в свете развития Евразийского движения уделяется исламу? Сегодня нельзя игнорировать возможности и потенциал ислама как инструмент мировой политики. Пробуждение ислама, вовлечение его в политику, имеет две стороны, позитивную и негативную.

Возвращение к Кавказу

Политика будет и должна применять в своей практике его положительный эффект. Кавказ в осмыслении Евразийского развития будет занимать серьезную нишу. Многие проблемы политических отношений, как и их решения, завязаны на Кавказе. Геополитическое расположение Кавказа всегда привлекало внимание государств расположенных в иных, геополитических системах.

Энергетика Кавказа,  плотность населения, широкий спектр этносов и культур будет играть серьезную роль,  как в мировой коммуникационной системе, так и при решении политических предложений времени. Кавказская цивилизация как факт, как данность в Евразийских отношениях, требует переоценки и внимательного анализа. Позитивный и созидательный потенциал Кавказа трудно переоценить.

Религиозный аспект во взаимоотношениях Европы и Азии, Запада и Востока на Кавказе унифицирован и может дать мощный импульс тенденциям развития Евразийского союза, при его грамотном понимании и использовании.

В геополитическом расположении Кавказа религия, ее традиционные направления, Православие и Ислам, находятся настолько удобно, что не использовать этот фактор недальновидно для Российской политики и для понятия «Евразийский союз».

На Востоке Северный Кавказ с населением, исповедующим ислам, граничит с Азербайджаном, потенциал которого для перспектив развития Союза, его много полярного модуля очень важен. С Южной стороны Осетия и коммуникации – Грузия, Армения и дальше.

Задача России, не бояться и понимать Ислам, и относиться к людям, его исповедующим так же,  как и к другим гражданам федерации. Религиозная составляющая жизни людей нашей страны  будет расти, это неизбежно и не зависит ни от кого, это Божий промысел.

Использовать этот ресурс, направить его на благо нашего государства задача власти как исполнителя воли народа. Без этого все остальное проблемно.

Возможности Евразийского исламского совета, международной исламской миссии, прямые связи мусульманских национальных общин с братскими общинами за рубежом, не полный перечень предложений предоставляемых Кавказом.

Географическое расположение региона и мощь кавказского хребта, естественная защита и ограда России от сил, не питающих к нам братских чувств. В тоже время это мощный плацдарм для любых действий в обратном направлении, конечно, в первую очередь, благих и конструктивных.

[], [], [], [], [], []
Поделиться в социальных сетях