Достоинства Рамадана

«Лучший месяц года — Рамадан», — сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Из всех двенадцати месяцев года только Рамадан удостоен чести зваться лучшим. Несмотря на то, что он является девятым месяцем мусульмане невольно разделяют год на до и после Рамадана. Это связано с теми бесчисленными благами, наградами и милостями от Аллаха, которыми насыщен этот месяц. И поэтому называют его не иначе, как благословенный (мубарак). И то, что происходит с началом Рамадана, заслуживает, чтобы с особым чувством ожи
дать этот месяц, ведь не зря мусульмане встречают его полгода: «Когда наступает первая ночь месяца Рамадан шайтаны и мариды (обладающие сверхсилой) из числа джиннов заковываются в оковы, и закрываются все без исключения врата Ада; и открываются все без исключения врата Рая, и призовет тогда глашатай: «О, тот, кто стремится к благу, начинай (творить благое)! О, тот, кто стремится ко злу, прекрати!» И есть у Аллаха (в этот месяц) люди, которые будут освобождены от наказания в Аду, и это (освобождение) будет происходить каждую ночь (Рамадана)». (Ат-Тирмизи).
Как же переполняют верующего человека трепетные чувства, когда наступает время закрытия Ада, великого прощения Аллаха, раскрытия небесных врат, и возможность увеличить багаж своих добрых дел многократно. В Рамадане все шайтаны из числа мятежных джиннов сковываются в действиях искушения человека. Мусульмане не подвержены такому наущению дьяволов, чем в другое время, и это помогает им реально оценить степень своей веры без стороннего негативного влияния. То есть, человек не может взвалить всю вину за свои проступки на шайтъана. А с другой стороны при такой защите от злой силы у человека обостряются желания усердствовать на пути религии Аллаха. И, действительно, за любое добровольное (нафиль) деяние награда возрастает, как за совершение обязательного (фард).
Так, совершивший в Рамадане умру (малое паломничество) получает награду как за хаддж, любой добровольный намаз приравнивается по награде как обязательный. А что тогда говорить об исполнении обязательных молитвах в религии в этот месяц. Увеличиваются они в 700 и даже больше раз.

  

       За любую дачу садакъа (добровольная милость) награда идет как за закят. Милостивый и Милосердный Аллах всегда побуждает своих правоверных рабов быть щедрыми. Месяц Рамадан приходит как пора щедрости и милосердия, в которой верующие соревнуются между собой в проявлении этих качеств. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был наищедрейшим человеком и щедрее всего он был в Рамадане.
       Рамадан — это месяц покаяния и взывания к Аллаху о прощении за содеянные грехи. Только в этот месяц открываются врата неба и нет никакой преграды и замедления для мольбы. И если в другие месяцы взывание к Аллаху доносят определенные ангелы, то в Рамадан дуа (мольба) доходит до Властелина небес и земли без какого-либо участия ангелов, и в то же самое время горе тому, кто не заслужил прощения своего Господа в этот великий месяц из-за своих пороков и грехов, как сказано пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует: «Пришел ко мне (ангел) Джибриль и сказал: «…да будет унижен тот, кому не было даровано прощение после того, как наступил и закончился месяц Рамадан. Скажи «Амин»»,- и я сказал: «Амин». В другом хадисе говорится, что человек, которому не было прощено в месяце Рамадан: «войдет в Огонь» (Ахмад).

       Так неужели даже эти предостережения не побудят человека прекратить преступать границы дозволенного Аллахом. Видя бесчисленные блага в этот месяц, любой разумный человек устремится к благодеянию, но чтобы это не стало уделом только в Рамадане, а было для человека «подзарядкой» его веры, а соответственно и дел в другие месяцы года. И горе же тем, которые вспоминают об Аллахе только в этот месяц, как говорили об этом наши праведные предшественники: «Несчастны те, кто вспоминают об Аллахе лишь в Рамадан». И если до этого времени человек не исполнял заветы Аллаха, то пусть с этого Рамадана начнется его старт покорности Богу на всю жизнь!
       Если мусульманин стремится получить прощение Аллаха, то должен отличаться готовностью прощать людям личную обиду, прежде всего братьям и сестрам по вере, особенно он заботится об этом в месяц Рамадан. Правоверный стремится встретить этот месяц прощением всех, кто причинил ему зло.
       Простить — это значит проявить великодушие к тем, кто тебя обидел. Аллах создал Рай для богобоязненных и тех, кто отличается стремление прощать, расходовать, делать добро, и обещал Свое прощение, как об этом сказано в Коране: «И спешите обрести прощение Господа вашего и Рай, объемлющего небеса и землю, уготованных для богобоязненных, которые творят милостыни и в радости и в горе сдерживают гнев, прощают людей. Поистине, Аллах любит делающих добро!» Коран, с.3, а.133-134.
       Знаменательно, что этот месяц стал временем для предписанного поста — одного из столпов религии. Пост — является половиной терпения. Он относится к полезнейшим видам поклонения, оказывающим наибольшее очищение души и воспитания морали. Пост полезен тем, что он вводит раба Божьего в лоно богобоязненности.
       Пост в месяце Рамадан означает исполнение того, что повелел Аллах и отказ от того, что Он запретил. Пост обеспечивает благо в этой и потусторонней жизни, приучает человека превозмогать и переносить трудности, быть стойким и терпеливым. Все это мусульманин принимает по его собственному почину и добровольно отказывается от привычного и страстного; позволяет человеку силой веры и воли победить свою душу, имеющую склонность предаваться страстям. Ведь если человек будет потакать ей, то она возьмет верх над ним и приведет его ко вседозволенности и бесславному концу.
Пост — это особый, ни на что не похожий вид поклонения. В отличие от остальных пост мы не видим, т.е. не выходит за пределы постящегося, а знание о том, постится человек или нет — только у Аллаха. Всемогущий и Великий Аллах в хадисе Къудси говорит: «Любое дело сына Адама он делает для себя, кроме поста ибо поистине он — ради Меня и Я воздам за него. Человек отказывается от своей еды, своего питья и (удовлетворения) своих желаний ради Меня». То, что в остальное время является дозволенным (халяль) — еда, питье, супружеские отношения в светлое время суток в Рамадане — харам. И таким образом постящийся доказывает, что все эти блага не сама цель, а средство к достижению цели.
       Пост полезен тем, что напоминает рабу о милости Аллаха к нему, ибо, ощутив голод и жажду он проникается чувством благодарности к Всевышнему, лучше осознает милость Творца, Который одарил разнообразной пищей. Ведь в повседневной жизни ценность дарованного менее ощутима.
       Пост подавляет заносчивость и высокомерное отношение к людям, ведь если постятся богатый, бедный, президент и простолюдин, то раб Аллаха вспоминает, что один человек превосходит другого только богобоязненность, а все люди — рабы Аллаха, на которых одинаково распространяются Его установления. Тем более о равенстве говорит тот факт, что у постящихся одно и то же чувство: и запах изо рта, который является перед Аллахом лучше запаха мускуса, и радость во время разговения.
       Пост побуждает к благодеянию по отношению к нуждающимся: испытав голод, постящийся вспоминает о тех, которые не доедают днями. Это побуждает быть щедрым, отзывчивым и оказывать помощь тем, кто нуждается.
Также постящийся милостиво относится к своим братьям — таким же постящимся рабам. Он готов облегчить их трудности, старается доставить радость в его душу и приготовить для него ужин. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А тот, кто разговит в этот месяц постящегося, заслужит прощения своих грехов и будет освобожден от наказания Огня, и получит ровно такую же награду, как и тот, кого он накормил, что ничуть не уменьшит собственной награды (постящегося). И Аллах дает эту награду тому, кто разговит постящегося (хотя бы) кусочком финика, глотком молока или воды. А того, кто напоит постившегося, Аллах напоит их моего водоема, выпивший из которого не испытает жажды пока не войдет в Рай…».
      Однако пост — это не только воздержание от пищи, питья, но это воздержание от всего дурного и греховного, исходящее от рук, языка и даже мыслей постящегося. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратит лгать и поступать по лжи оставил свою еду и питье». Человек, соблюдающий пост, не оставивший дурное в месяц Рамадан, подобен тому, кто строит дворец, разрушая город. В хадисе сказано: «Сколь многим постящимся достанется от их поста только жажда». А Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Поистине пост для (мусульманина) щит, пока он сам его не разрушит». Его спросили: «А как он может разрушить?». Он сказал: «Ложью и сплетнями». И мусульманину лучше молчать во время поста, чем пустословить. Тем более: «…молчание постящегося — восхваление (тасбих)», — как сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда о каком вознаграждении говорить постящемуся, который свой язык посвящает зикру (вспоминанию) Аллаха.
С заходом солнца заканчивается пост этого дня и начинается ночь Рамадана, которая проводится в молитвенных бдениях и чтении Корана с проникновением в его смысл. Рамадан еще называют месяцем Корана, ведь начало ниспослания аятов было в месяце Рамадан. И этот факт в должной степени доказывает благословение, исходящее от Аллаха в этом месяце: ведь Коран — наивысшая милость Аллаха к Своим созданиям.
       Все величие и благо этого великого месяца перечислить невозможно и именно поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил своим сподвижникам, что если бы они знали величие этого месяца, то пожелали бы, чтобы вся жизнь была, как месяце Рамадан, ибо «это месяц, начало которого — милость, середина — прощение, а конец — освобождение от Огня».  
                               Тарауих и тахадджуд.

Однако, помимо предписанных (фард) намазов, в Исламе существуют и добровольные (нафиль) молитвы, несовершение которых человека не делает грешником, но он не приобретает те великие блага и вознаграждения, которые должен получить от Господа миров за них. А ведь по сути благословение Аллаха — цель этой жизни.
       Особую значимость добровольные молитвы приобретают в благословенный месяц Рамадан. Передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не приказывал им это категорически, а только говорил: «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (Бухари и Муслим).
  К числу таких молитв относится тарауих. Этот намаз Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал в мечети, а некоторые люди молились, следуя его примеру, находясь позади него.           Также получил распространение такой хороший обычай, как чтение всего Корана в тарауих намазе во время всего месяца.
       Тарауих намаз состоит от восьми до двадцати ракаатов, которые лучше совершать по два ракаата и по Сунне между ними нет специальных молитв и зикров. После тарауих совместно с имамом, только в Рамадане, совершается и витр-намаз.
       Сегодня, по милости Всевышнего Аллаха, у всех мусульман есть возможность совершать тарауих коллективно в мечети, а не одному дома, за совершение чего полагается великая награда. Также открывается дверь к укреплению братских уз, встречая и совершая совместно великий акт поклонения.
       Большое значение несет в себе молитва в последнюю треть ночи — тахаджуд — достоинство верующего человека. Великий Аллах в разных местах говорит о благе совершения этой молитвы: «И посвящай часть ночи своей дополнительной молитве, чтобы Господь привел тебя к месту достохвальному» Коран, с.17, а.79. Также Господь миров отзывается с похвалой о тех, кто имеет обыкновение молиться добровольно ночью: «Они отрывают свои бока от постели, взывая к Своему Господу со страхом и надеждой…» Коран, с.32, а.16.
       Тахаджуд по своему значению и тому, к чему он приводит, трудно переоценить. Несмотря на сон, самое «сладкое» состояние, человек жертвует этим ради любви к Аллаху. Ведь именно любовь и ничто другое «толкает» человека к добровольному, непринужденному акту поклонения в покрове ночи.
         Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал, что когда приходит последняя треть ночи, то ангелы говорят спящему человеку: «О, любимец Аллаха, встань и помолись» . Когда же приходит время утреннего обязательного намаза они говорят: «О, раб Аллаха, встань и помолись» . И если человек проспал и эту молитву, то после восхода солнца говорят: «О, враг Аллаха, встань и возмести намаз». И то, что ангелы на отдельные намазы взывают к спящему человеку разными эпитетами — глубокий смысл:
       на тахаджуд встает верующий, преисполненный любовью к Всемогущему Аллаху, за что и удостаивается любви Аллаха;
       на обязательный утренний намаз встает мусульманин, как раб, повинуясь приказу своего Господа;
       а откладывает совершение намаза на другое время только преступник, переступивший границы, дозволенного Аллахом.
       Последняя треть ночи — это особое время суток, в котором нет дневной суеты и шума, время особой умиротворенности покрывающая землю. И душа верующего в большей степени устремляется к своему Господу, что проявляется в смиренности (хушу) совершения тахаджуда и делает такую молитву еще более ценной перед ликом Аллаха.
       Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорили, что после ‘иша (ночной фард -намаз) люди делятся на три группы. Одни, для которых ночь — это источник милости и приобретений. Это те, кто проводит ее в поклонении Аллаху, когда другие спят. Для них ночь приносит огромные награды от Господа. Другие — это те, которые превращают ее в бремя и проклятье для себя, так как они заняты различными грехами в глуши ночи. Для них она приносит проклятье и печаль. Есть также третья группа людей, которые идут спать сразу же после ‘иша намаза. Они не выигрывают и не теряют.
Необходимо отметить, что совершение тахаджуд-намаза влияет не только на духовность человека, но и его телесное здоровье. В книге имама ан-Навави «Сады праведных» в главе «О достоинстве совершения ночной (тахаджуд) молитвы» приводится хадис со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда любой из вас засыпает, шайтъан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них (говоря): «Ночь твоя будет долгой, спи же!». И если (человек) проснется и помянет Аллаха, то один узел развяжется. Если совершит омовение, то развяжется (второй) узел, а если совершит молитву, то развяжется (и третий узел), и человек встанет утром бодрым и довольным. В противном же случае он поднимется ото сна в дурном расположении духа и будет вялым».
Особое место занимает совершение тахаджуд-намаза в месяц Рамадан — месяца наибольшего совершения поклонения      Всевышнему Аллаху.
Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он принял наш пост и наше поклонение, совершенное в этот месяц, и сделал нас искренними и праведными рабами, которые будут служить Ему на протяжении всей жизни, а не только в Рамадан. И горе же тем, которые вспоминают об Аллахе только в этот месяц, как говорили об этом наши праведники предшественники:
« Несчастны те, кто вспоминает об Аллахе лишь в Рамадан»

[], [], [], []
Поделиться в социальных сетях