Во Владикавказе состоялся круглый стол на тему «Механизмы популяризации исторического и культурного наследия народов Российской Федерации».

Культурное и историческое наследие представляет собой не только основу национальной идентичности, но и важный источник духовных ценностей и ресурс для развития общества. Оно способствует формированию уважения к традициям, укреплению межнационального согласия и патриотическому воспитанию.
Особенно это актуально для России — уникальной страны, объединяющей более 190 народов, каждый из которых обладает богатым историческим и культурным наследием. Сохранение и популяризация этого наследия — это не только задача государства, но и наш общий долг перед будущими поколениями.
В связи с этим государственные и общественные институты проводят активную работу в этом направлении. 16 апреля во Владикавказе состоялся круглый стол на тему «Механизмы популяризации исторического и культурного наследия народов Российской Федерации». На мероприятии собрались представители государственной власти, научной интеллигенции, религиозного сообщества, в частности, члены Исполнительного комитета Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Организатором выступило Духовное управление мусульман Северной Осетии в рамках деятельности Исполкома КЦМСК при поддержки Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования.
Приветствуя участников встречи, муфтий Хаджимурат Гацалов обратил внимание на глобальные процессы, которые происходят в мире.
«Сегодня наша страна переживает важный исторический период. Мы уже сталкивались с подобными ситуациями, но сегодня это касается не только нашей страны. В прошлом были локальные конфликты. Сегодня речь идёт о глобальных вопросах, которые определяют сущность человека и его отношение к Богу, другим людям и своему месту в жизни. Мы наблюдаем прямую борьбу добра и зла, и то, как сложатся наши отношения через 5, 10 или 20 лет, зависит от того, как мы будем действовать сейчас. Мне бы хотелось, чтобы каждый человек, который осознаёт суть происходящего, проникся этим глубже.
Я хотел бы обратиться к имамам, министрам и всем присутствующим здесь.Что мы можем дать миру сегодня? Каков наш вклад в популяризацию исторического наследия и культуры? Я бы разделил механизм популяризации на две части. Во второй части я бы задал вопрос: что является наследием, что такое исторические и культурные ценности, и как мы понимаем то, что нам досталось?
Мы являемся наследниками великих духовных ценностей, и я хотел бы, чтобы вы задумались о том, как мы можем донести до наших младших то, что понимаем. Мне бы хотелось, чтобы вы задумались, насколько наши мнения совпадают и насколько мы едины в этом вопросе.
Если мы люди думающие, и, как сказано в Коране о людях размышляющих, мы должны понимать суть происходящего и должны умеет действовать сообща. Только так мы можем достичь тех плодов, о которых часто говорим».
Также Гацалов высказался относительно вызовов, которые стоят перед современным обществом.
«Один из распространённых стереотипов, которые нам внушают — идея о том, что есть ценности нетрадиционные. Однако, это не так. Есть ценности, а есть мерзости. Мы воспринимаем эту позицию Запада как аксиому. Я бы хотел, чтобы мы забыли об этом.
У нас сильная академическая база, в России и в Осетии. Слава Богу, она не исчезла. Как мы можем использовать её? Это часть нашей жизни, наше историческое и культурное наследие. Знание — это самое важное наследие.
Правильно ли сравнивать того, кто знает, с тем, кто не знает? В Коране и хадисах есть прямые высказывания о важности знаний. Хотелось бы услышать мнение наших представителей академического сообщества.
Сегодня наш посыл и наши мысли могут дать импульс для того, чтобы эта тема обсуждалась снова и снова, чтобы мы начали двигаться в этом направлении».
В ходе мероприятия звучали как официальные слова приветствия, так и научные доклады.
Доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров высказался о культурной модернизации.
«Общая проблема, стоящая перед Российской Федерацией, — это проблема модернизации. Она заключается в переходе от традиционного общества к современному.
Традиционная культура, основанная на фольклоре, устной традиции, этнографии и безписьменности, веками формировалась и воспроизводила себя в определённых социально-экономических условиях. Однако современное общество строится на иных принципах.
Во второй половине XIX века культура наших народов начала модернизироваться и переходить в новое качество. На рубеже XIX-XX веков уже начали формироваться современные национальные культуры: письменные, научные и так далее. В XX веке это стало очевидно и хорошо описано.
Наша главная задача — понимая ценность многовекового наследия, народной жизни и выработанных народами наших мест нравственных, духовных установок и культурных стереотипов, перенести их в современную эпоху, не потерять и не дать глобализации их уничтожить. Это значит обеспечить будущее нашим культурным традициям, которые формировались веками и тысячелетиями.
Модернизация — это переход к новым системам социальной жизни и развития культуры, которые отличаются от традиционных.
Граница модернизации — это переход от аграрного общества к индустриальному. Она связана с переходом к капитализму, промышленными революциями и другими изменениями. Этот процесс неизбежен, и мы должны осознать его и научиться бережно переносить всё необходимое в новую систему.
Коста Хетагуров, известный представитель осетинской культуры, стал олицетворением модернизации. В своём знаменитом обращении к отцу он сказал: «Не сердись на меня, я не могу продолжить то, что ты считал правильным». Это означало, что он живёт в новом мире и должен существовать и творить в нём. Представители этого поколения создали новую письменность и литературный язык.
Это напоминает нам о роли Александра Сергеевича Пушкина в русской культуре, который стал символом национально-культурной модернизации. Пушкин завершил этот процесс, и поиск механизмов модернизации не означает поиск новых подходов или мероприятий.
Возвращаясь к нашим целям и задачам, стоит отметить, что существуют народы, которые опередили нас в своём развитии. В Азии, например, это Китай и Вьетнам.
Также подобные примеры можно найти и в Европе, например, в той же Венгрии. Мы не будем говорить о самых влиятельных представителях НАТО, а рассмотрим обычных венгров.
В каждом венгерском доме есть люди, которые ведут традиционный образ жизни. Раз в год, на народный праздник, они надевают свою национальную одежду.
Я часто спрашиваю наших патриотов, которые бьют себя в грудь: “Почему вы так радуетесь? Что вы хотите?” Если вы призываете нас вернуться в 17 век, то сами развивайтесь так, как это делали ваши предки. Говорите на том языке, на котором они говорили. Выучите его и говорите на нём. И покажите мне, как вы носите национальную одежду на наши праздники и выходите на улицу, как это делают французы, венгры и немцы.
Мы можем увидеть это по книгам, которые издаются. Например, женщинам издают книги с выкройками женской одежды, чтобы они могли шить её самостоятельно. Это позволяет им обходиться дешевле.
Европейские жители живут не так, как мы. Они экономят каждую копейку, меньше тратят на развлечения. Я видел, как они постоянно находятся в поиске подработок. Если это таксист, то он может поехать даже ночью, чтобы заработать больше. Именно для таких людей и издаются книги с выкройками. Бабушка может сшить одежду себе и своим детям и внукам по этим выкройкам.
Почему у нас нет таких книг? Потому что мы не понимаем, как это может быть полезно в современной жизни.
Необходимо издавать книги, которые помогут сохранить народные традиции. Мы должны обеспечить доступ к литературе для детей и молодежи. К сожалению, многие книги не переиздаются, и это проблема. Мы должны понимать, что литература — это важный инструмент сохранения культуры. Необходимо поддерживать авторов и издательства, работающие в этой сфере.
За последние годы было разработано множество концепций и стратегий для сохранения культурного наследия. Эти документы могут стать основой для активных действий. Мы должны использовать их для создания эффективных механизмов. Наша задача — предложить конкретные способы передачи культуры в обществе. Мы должны создать условия для гармоничного слияния образования и культуры. Это поможет нам вернуть интерес к народным традициям».
Гончаров С. В., Главный федеральный инспектор по Республике Северная Осетия – Алания отметил крайнюю важность обсуждаемой темы.
«Тема, которую мы сегодня обсудим, не просто актуальна, она важна и требует внимания. Сегодняшнее историческое развитие, как Российской Федерации, так и нашей Республики Северная Осетия – Алания, оказывает серьёзное влияние на всех жителей и на взаимодействие органов власти.
Не хочу сейчас говорить о международных позициях и о том, как Россия подвергается нападкам со всех сторон. Вы все хорошо понимаете, какой исторический момент мы переживаем. Сейчас, возможно, происходит перелом в истории, когда глобальные механизмы влияния, сложившиеся за десятилетия и столетия, перераспределяются. Российская Федерация выходит на новый уровень и показывает пример всему мировому сообществу в области взаимодействия и сохранения исторического и культурного наследия.
Наш президент Владимир Владимирович Путин всегда уважал историю и события, которые происходили в истории нашей страны. Он опирается на опыт и культурное наследие всех народов в своей политике, применяемой в различных сферах».
От имени руководства республики участников приветствовал исполняющий обязанности руководителя Администрации Главы республики Игорь Бясов.
«Президент страны Владимир Владимирович Путин неоднократно подчеркивал, что сила нашей великой России в ее многообразии, многонациональности. Но есть одна общая основа, которая дает возможность этому великому государству уже в течение стольких столетий функционировать, существовать, несмотря на все попытки недружественных стран раскачать ситуацию изнутри и так далее.
И на сегодняшний день, как уже было обозначено, есть много риска, есть много угроз. Но один из самых больших рисков — это раскачивание ситуации внутри страны. Не буду углубляться в политические моменты, попробую сказать одной фразой. Если мы сможем сохранить свое историческое и культурное наследие, и наследие каждого народа живущего рядом, то никто эту страну изнутри не сможет раскачать».
Второй доклад представил ведущий научный сотрудник отдела этнологии СОИГСИ, доктор исторических наук, Ислам-Бек Марзоев. Он был посвящен институту искусственного родства и его влиянию на воспитание детей в кавказских народах, а также его роли в социально-политических отношениях.
«Кавказ пережил множество изменений и влияний со стороны соседей. В условиях нестабильности люди стремились сохранить свои традиции и идентичность. Они использовали различные формы искусственного родства для укрепления связей. Эти практики стали важными для сохранения жизни и культуры.
Институт аталычества представлял собой уникальную систему воспитания, которая способствовала развитию самосознания народов. Он включал в себя передачу детей на воспитание в другие семьи, что позволяло укреплять родственные связи. Воспитание происходило в разных условиях, и дети получали знания о культуре и традициях».
С дозволение Всевышнего мы отдельно опубликуем данный доклад, так как он чрезвычайно важен для понимания исторического наследия наших народов.
О взаимодействии государственных органов с общественными и религиозными организациями в рассматриваемой сфере говорил министр по национальной политике и внешним связям Алан Багиев
«Сегодня понятие “историческое и культурное наследие” часто встречается во всех государственных, нормативных и правовых документах. Весь 2024 год мы занимались подготовкой нормативных актов, внося изменения и согласования в документы, регулирующие нематериальное наследие народа. В эти документы был включен целый ряд позиций, касающихся, в частности, осетинского этноса: традиции, обычаи, языки и так далее.
Эта тема очень актуальна и важна. И мы рады, что сегодня на площадке духовного управления мусульман нашей республики, при поддержке фонда исламской культуры, образования и науки, мы собрали такую почтенную аудиторию для обсуждения этих вопросов».
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии СОГУ Руслан Чихтисов говорил о роли высшего образование в сохранение нашего наследия
«В последние 30 лет российское общество претерпело значительные изменения, затрагивающие традиции, обычаи и мораль. Глобализация и взаимовлияние культур становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Эти изменения особенно заметны в таких институтах, как семья, где традиционные многопоколенные структуры становятся редкостью. Государство осознает, что эти процессы необратимы и требуют адаптации. В указе президента обозначены 17 традиционных ценностей, которые, к сожалению, многим не известны.
В университете мы активно работаем над повышением осведомленности молодежи о традиционных ценностях. Мы проводим лекции в школах и вузах, но сталкиваемся с проблемой недостатка интереса у студентов. Многие из них формируют свои представления об истории из социальных сетей и недостоверных источников.
Книги, о культуре и истории Осетии играют важную роль в формировании идентичности молодежи. Однако, несмотря на наличие таких материалов, многие студенты не проявляют интереса к их изучению. Это подчеркивает необходимость активного продвижения исторического наследия.
Туризм может быть как благом, так и источником конфликтов. Приезжие должны уважать местные традиции и нормы. Случаи, когда туристы нарушают культурные правила, вызывают недовольство местных жителей.
Мы проводим тренинги, чтобы объяснить, как вести себя в общественных местах и в отношениях с другими культурами. Это поможет избежать недопонимания и конфликтов».
Роль истории и ее изучения в сохранении наследия подчеркнул доцент кафедры философии и политологии СОГУ, кандидат политических наук Артур Бязров.
«Прежде всего, мы говорим о памяти о войне, которая является основой нашего общества, объединяя весь народ. Однако, здесь есть определённые тенденции, на которые стоит обратить внимание.
Представление о войне меняется с течением времени. Я помню, как в школе очень любил историю и с интересом слушал учителей. В то время, особенно в 90-е годы, нам внушали, что в истории России было много ошибок и негативных моментов, а советское наследие было плохим.
Сегодня ситуация изменилась. Даже в Конституции прописано, что Россия является правопреемницей Российской империи. Поэтому в этой сфере необходимы единые подходы.
Президент России имеет одну позицию по историческим вопросам, а если мы посмотрим учебники, то увидим совсем другое. Чтобы у людей формировалось правильное представление о прошлом, необходимо единообразие.
К сожалению, иногда студенты делают заявления, что Советский Союз несёт такую же ответственность за развязывание Второй мировой войны, как и гитлеровская Германия. Это единичные случаи, но они происходят. Мне кажется, такого не должно быть».
Руководитель культурно-просветительного общественного движения «Единая Алания» Владамир Хатагов обратил внимание на воспитание детей в школе.
«Важно, чтобы детские семейные психологи работали не только в школе, но и в детском саду. Они должны общаться с родителями и периодически беседовать с ними, чтобы воспитывать детей в одной системе ценностей.
Сегодня дети проводят в социальных сетях 80% свободного времени. Это может привести к негативным последствиям. Поэтому необходимо ограничить доступ к смартфонам.
Книги уже не читают, смартфон занимает у ребёнка от 10 до 14 часов в день. И он может использовать его, даже когда идёт по дороге. Поэтому мы должны серьёзно подойти к вопросу работы семейных психологов и детских школ. Пока мы не решим эти проблемы, ничего не изменится».
Заместитель муфтия Кабардино-Балкарской республики акцентировался на ряде конкретных механизмов популяризации духовно-нравственных ценностей, являющихся фундаментом культурного и исторического наследия наших народов.
«Важно рассказывать о культурном наследии в школах и университетах. Еще одним методом могут стать интеллектуальные игры для передачи информации об истории. Молодежь сама должна активно искать и анализировать информацию о своем наследии. Родители тоже должны участвовать в мероприятиях, чтобы поддерживать интерес детей».
Традициям и обычаям, как важным инструментам сохранения народного наследия, посветил своё выступление руководитель Высшего Совета Осетин и Совета ветеранов Осетии Казбек Фриев.
«Я хочу напомнить о важности наследия, которое оставили нам наши предки. Они передали нам землю, за которую боролись лучшие из них».
В завершение муфтий Х.Х Гацалов еще раз подчеркнул важность дальнейшего транслирования обсуждаемых вопросов и механизмов их решения в общество.
«В нашем обществе за спиной каждого имама стоят сотни и тысячи людей. Ваша задача заключается не только в передаче религиозных знаний, но и в формировании мировоззрения тех, кто сидит перед вами. Это касается не только молодежи, но и их родителей и дедов. Мы должны объяснять и продвигать идеи, которые касаются будущего нашей республики».
Имамы играют ключевую роль в формировании общественного мнения и идеологии. Они должны быть активными участниками обсуждения актуальных вопросов. Их мнение и знания могут помочь молодежи глубже понять свою идентичность. Мы обязаны поддерживать их в этой деятельности и создавать условия для их развития.
Однако мы часто не замечаем серьезную проблему, связанную с негативным контентом в социальных сетях. Мы видим, что происходит в школах, и это вызывает беспокойство. Дети выбирают героев, которые не являются положительными примерами.
История наших предков, их достижения и страдания не должны быть забыты. Мы должны помнить о том, что было создано во время войны и в послевоенные годы. Восстановление страны в короткий срок — это важный урок для нас. Молодежь должна знать и понимать свою историю, чтобы не повторять ошибок прошлого.
В нашем обществе диалог между поколениями играет важную роль. Надо создавать условия для свободного общения и обмена мнениями».
В заключение Хаджимурат Гацалов анонсировал проведение большой конференции в мае, посвященное 80-летию победы в Великой отечественной войне.