О пользе чтения Корана

Из книги  «Уроки благословенного месяца»

Священный Коран – несотворенное Слово Божье, которое Всевышний Аллах ниспослал Своему рабу и посланнику Мухаммаду для того, чтобы тот предостерег грешников от мучительного наказания и обрадовал верующих вестью о бесконечном блаженстве, уготованном для них в Райских Садах.
Господь сказал: «Воистину, те, которые читают писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Прощающий, Благодарный» (Фатыр, 29-30).

В этом кораническом отрывке использован глагол «тала», означающий «следовать», «читать». Поэтому для того, чтобы заслужить щедрую награду от Аллаха и милость, нужно не только читать Священный Коран, но и следовать его мудрым предписаниям, жить по его безупречным законам.
   alt 
Мечеть в с.Лескен, Ирафского района, РСО-Алания
О том, как необходимо на деле подтверждать свою веру в Коран и руководствоваться кораническими заповедями, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим позднее. Сейчас же мы поговорим о чтении Корана – великом обряде поклонения, который очищает душу, воспитывает ее в духе праведности и благочестия, учит человека мудрости, терпению, рассудительности и многим других похвальным качествам.

До нас дошло много священных текстов, в которых подчеркивается польза от чтения Корана вообще или от чтения отдельных сур и аятов.


В хадисе Усмана б. Аффана, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и обучает ему других» (аль-Бухари).

В другом хадисе, рассказанном со слов матери правоверных Аиши, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто искусно читает Коран, пребывает с благородными и благочестивыми писцами, а того, кто читает Коран, запинаясь, так как он труден для него, ждет двойная награда» (аль-Бухари и Муслим). Это объясняется тем, что тот, кто испытывает трудности при чтении Корана, получает награду как за чтение откровения, так и за те трудности, с которыми он сталкивается при этом.
Передают со слов Абу Мусы аль-Ашари, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий, который читает Коран и поступает в соответствии с ним, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, но поступает в соответствии с ним, подобен финику, приятному на вкус, но не обладающему запахом. Лицемер, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который не читает
Коран, подобен колоквинту, горькому на вкус и пахнущему горечью» (аль-Бухари и Муслим).

В хадисе Абу Умамы аль-Бахили сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран, потому что в День воскресения он придет и будет заступаться за своих. Читайте две цветущие суры – суры «аль-Бакара» и «Аль Имран», потому что в День воскресения они явятся, словно два облака или две стаи птиц, выстроившихся рядами, и будут заступаться за своих. Читайте суру «аль-Бакара», потому что в ней – благодать и изобилие, а без нее – печаль и досада, и колдунам не справиться с ней» (Муслим).

Высокое положение перед Аллахом, заступничество в Судный День, благородный нрав и душевная чистота – это лишь некоторые из плодов, которые приносит чтение Корана. Верующий получает вознаграждение за каждую прочтенную букву из писания Аллаха. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто прочел одну букву из писания Аллаха, тому засчитывается доброе дело, и за доброе дело воздается в десятикратном размере. Я не говорю, что «алиф», «лам», «мим» – это одна буква. Напротив, «алиф» – буква, «лам» – буква, и «мим» – буква» (ат-Тирмизи и аль-Хаким).

Передают также, что Ибн Масуд сказал: «Поистине, этот Коран – угощение от Аллаха, примите же Его угощение по мере возможности. Он – прочная вервь Аллаха, ясный свет и благотворное исцеление. Он – защита для того, кто придерживается его, и спасение для того, кто следует ему. Он не отступает от истины, чтобы его порицали, и не уклоняется в сторону, чтобы его исправляли. Его чудеса не прекращаются, и он не ветшает от частого повторения. Читайте его, ибо, поистине, за прочтение каждой буквы Аллах воздаст вам в десятикратном размере. И я не говорю, что «алиф», «лам», «мим» – это одна буква. Напротив, «алиф» – буква, «лам» – буква, и «мим» – буква» (аль-Хаким).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не только обучал мусульман чтению Корана и разъяснял преимущества этого занятия, но и призывал их заучивать Коран наизусть. Передают, что Укба б. Амир рассказывал, что однажды, когда они находились в ас-Суффе, к ним вышел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Кому из вас хотелось бы отправиться утром в Бутхан или аль-Акик и привести оттуда двух верблюдиц с большими горбами, не совершив при этом греха и не обидев родственников?» Сподвижники сказали: «О посланник Аллаха, всем нам хочется этого». Он сказал: «Если кто-нибудь из вас утром придет в мечеть и изучит или прочтет два аята из писания Великого и Могучего Аллаха, то это будет для него лучше, чем две верблюдицы. Три аяты будут лучше трех верблюдиц, четыре аята будут лучше четырех верблюдиц, чем больше аятов, тем больше верблюдов» (Муслим и Абу Давуд).
В хадисе Абу Хурейры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если люди собираются в одном из домов Аллаха, чтобы прочесть писание Аллаха и изучить его, то на них обязательно опускается спокойствие, их осеняет милость, окружают ангелы, и Аллах поминает их среди тех, кто находится возле Него» (Абу Давуд).
Изучение Священного Корана – один из самых славных способов поминания Всевышнего. Верующий, изучающий Коран и запоминающий его наизусть, не только заслуживает великую награду, но и заполняет свое сердце Словом Божьим, к которому ложь не может подступиться ни спереди, ни сзади. Перед ним раскрывается сокровищница божественной мудрости и кладезь знания, и он удостаивается великой милости. Но вместе с тем, на него
ложится большая ответственность, потому что пренебрежение Кораном после того, как Аллах поместил его в душе человека, является великим грехом. Передают со слов Анаса б. Малика, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне было показано вознаграждение моих последователей, и среди него была награда за грязь, которую выносят из мечети, и были мне показаны грехи моих последователей, и я не видел большего греха, чем тот, который совершил человек, которому были дарованы сура или аят из Корана, а он позабыл их» (ат-Тирмизи и Абу Давуд).

И хотя Всевышний Аллах помогает верующим помнить коранические откровения, далеко не каждый знаток Корана справляется со своими обязанностями. Причина же этого в том, что Слово Аллаха отличается от слов творений, оно требует к себе особого внимания и почтительного отношения. В хадисе Абу Мусы аль-Ашари сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, он избавляется быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут» (аль-Бухари и Муслим).

А в хадисе, переданном со слов Ибн Умара, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, человек, который помнит Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет продолжать держать их в таком состоянии, то удержит их, но если он отпустит их, то они убегут» (аль-Бухари и Муслим).

Если же человек позабыл аят или суру из Корана, то ему не следует говорить, что он забыл Коран, поскольку эти слова подразумевают небрежное отношение к писанию Аллаха с его стороны. Напротив, он должен сказать, что его заставили позабыть Коран. В хадисе Абдуллаха б. Масуда сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, он покидает души людей быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут». Он также сказал: «Пусть никто из вас не говорит: “Я позабыл такой-то аят”. Напротив, его заставили позабыть его» (Муслим).

Все эти предания указывают на огромную пользу, которую приносит чтение Корана, и сообщают о награде, уготованной для тех, кто читает писание Аллаха в надежде заслужить эту награду и снискать довольство Господа. Поистине, это – великая награда за деяние, которое не только не обременяет человека, но и доставляет ему удовольствие, приносит радость и успокоение. Всевышний сказал: «Они уверовали, и их сердца находят успокоение в поминании Аллаха. Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца?» (ар-Раад, 28).

Тот, кто лишает себя этой награды, непременно оказывается в убытке, испытывает беспокойство и подвергает себя большой опасности. И чем больше человек пренебрегает писанием Аллаха, тем сильнее его заблуждение, и тем тяжелее его положение. Всевышний сказал: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).

Рассмотренные нами священные тексты касаются чтения коранических откровений вообще. Но в Пречистой Сунне до нас дошли предания, указывающие на превосходство чтения отдельных сур и аятов.

Одной из таких сур является сура «аль-Фатиха». Передают, что Абу Саид б. аль-Муалла рассказывал:  «Однажды я молился в мечети, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позвал меня, но я не ответил ему, а потом я сказал: «О посланник Аллаха, я был занят намазом!». Он сказал: «Разве не сказал Аллах: «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь» (8:24)?» Затем он сказал мне: «Поистине, я научу тебя величайшей суре Корана». А потом он сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров… Это – семь часто повторяемых аятов и Великий Коран, который был дарован мне» (Ахмад, аль-Бухари, Абу Давуд и ан-Насаи).
Превосходство этой суры выразилось в том, что именно ее чтение является одним из столпов намаза, без которого весь намаз считается недействительным. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь совершил намаз, не прочитав в нем Мать Писания, то он является несовершенным». Он повторил это трижды, а люди сказали ему: «Но ведь мы стоим позади имама!». Он же сказал: «Читай ее про себя, потому что я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Великий и Могучий Аллах сказал: «Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две части, и Мой раб получит то, что просит». Когда раб говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров», – Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне  хвалу». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному», – Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня». Когда он говорит: «Властелину Дня воздаяния», – Аллах говорит: «Мой раб восславил Меня». Как-то он сказал: «Мой раб положился на Меня». Когда раб говорит: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», – Аллах говорит: «Это будет поделено между Мной и Моим рабом, и раб Мой получит то, что попросит». Когда же он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», – Аллах говорит: «Это – для раба Моего, и раб Мой получит то, что просит» (Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

В хадисе Убады б. ас-Самита говорится: «Однажды во время рассветного намаза посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочел Коран с трудом. Завершив намаз, он сказал: «Я вижу, что вы читаете Коран позади вашего имама». Мы сказали: «Да, о посланник Аллаха! Клянемся Аллахом!» Он же сказал: «Не читайте ничего, кроме Матери Корана, ибо намаз не засчитывается тому, кто не прочел ее» (Абу Давуд и ат-Тирмизи). Мать Корана – одно из названий суры «аль-Фатиха», подчеркивающее ее многочисленные достоинства.

Особое место в писании Аллаха также занимают суры «аль-Бакара» и «Аль Имран». Мы уже упомянули хадис Абу Умамы о том, что в Судный День эти суры будут заступаться за тех, кто читал их и выполнял ниспосланные в них предписания.
В другом хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, сатана избегает дома, в котором читают суру «аль-Бакара» (Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи).

Передают, что Усейд б. Худайр рассказывал, что однажды ночью, когда он читал суру «аль-Бакара», а его лошадь была привязана рядом с ним, она вдруг заволновалась и стала двигаться. Он смолк, и лошадь успокоилась. Потом он снова начал читать, и лошадь снова заволновалась, а когда он смолк, она успокоилась. Потом он снова принялся за чтение, и она опять пришла в волнение, и тогда он перестал читать. В это время его сын Йахья находился недалеко от лошади, и он испугался, что она затопчет его. Он унес ребенка, а когда он поднял глаза к небу, то ничего не увидел. Наутро он рассказал обо всем Пророку,
мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «Читай, о Ибн Худайр! Читай, о Ибн Худайр!» Усейд сказал: «О посланник Аллаха! Я испугался, что она затопчет Йахью, который находился рядом с ней, и поэтому я поднял голову и подошел к нему. А потом я поднял голову к небу и увидел там что-то вроде облака, в котором было нечто напоминавшее собой светильники, после чего это исчезло у меня из виду». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Знаешь ли ты, что это было?» Он ответил: «Нет». Он сказал: «Это ангелы приблизились на звук твоего голоса, и если бы ты продолжил читать, то утром люди бы смогли увидеть их, и они не скрылись бы от них!» (аль-Бухари).

Одним из достоинств суры «аль-Бакара» является Аят Престола – 255-ый аят этой суры. Того, кто прочел этот аят перед сном, оберегает хранитель от Аллаха, и сатана не может приблизиться к нему вплоть до наступления рассвета.Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поручил мне охранять закят, собранный в рамадане. Тут ко мне пришел какой-то человек, который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Он взмолился: «Поистине, я нуждаюсь, у меня много детей, я действительно испытываю сильную нужду!» Тогда я отпустил его, а наутро Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «О Абу Хурейра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что у него много детей, и я сжалился над ним и отпустил его». Он сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он еще вернется». Я уже точно знал, что он вернется, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «…он еще вернется», и я стал поджидать его. И он действительно пришел и принялся пригоршнями набирать себе еду, а я схватил его и сказал: «Я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Он взмолился: «Отпусти меня, ведь я нуждаюсь, и у меня много детей! Я больше не вернусь!» Я опять пожалел его и отпустил, а наутро посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «О Абу Хурейра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что у него много детей, и я сжалился над ним и отпустил его». Он сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он еще вернется». И я снова стал поджидать его, и он снова пришел и принялся пригоршнями набирать себе еду. Тогда я схватил его и сказал: «Теперь я точно отведу тебя к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потому что ты в третий раз говоришь, что не вернешься, а потом возвращаешься!» Он взмолился: «Отпусти меня, и я научу тебя словам, которые по воле Аллаха принесут тебе пользу!» Я спросил: «Что это за слова?» Он сказал: «Когда ложишься спать, читай аят Престола: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя…» (аль-Бакара, 255) до конца, и рядом с тобой будет хранитель от Аллаха, и дьявол не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснешься утром!» Я отпустил его, а наутро посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые по воле Аллаха принесут мне пользу, и я отпустил его». Он спросил: «Что же это за слова?» Я ответил: «Он сказал мне: «Когда ложишься спать, читай от начала до конца аят Престола: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя…», и еще он сказал мне: «Рядом с тобой будет хранитель от Аллаха, и дьявол не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснешься утром!» Он сказал: «Они (сподвижники – К. Э.) больше всего стремились к благу». Затем он сказал: «Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он сказал тебе правду, хотя он – отъявленный лжец! Известно ли тебе, с кем ты разговаривал в эти три ночи, Абу Хурейра?» Я сказал: «Нет». Он сказал: «Это был сам дьявол» (аль-Бухари).

Большая награда обещана и верующим, читающим последние два аята суры «аль-Бакара». Эти аяты были ниспосланы вместе с сурой «аль-Фатиха» и отмечены особым достоинством.
Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Однажды, когда мы сидели рядом с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рядом с ним находился Джибрил. Вдруг он услышал скрип над головой, и Джибрил посмотрел на небо и сказал: «Это открылись ворота на небе, которые еще никогда не открывались». Через них спустился ангел, который явился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Возрадуйся двум светочам, которые дарованы тебе и не были дарованы никому из пророков до тебя. Это – сура «аль-Фатиха» и последние аяты суры «аль-Бакара». И все, что ты прочтешь в них, тебе непременно будет даровано» (Муслим и ан-Насаи).

[], [], [], [], [], [], [], []
Поделиться в социальных сетях