Поездка муфтия Гацалова в Санкт-Петербург

28-29 апреля в Северной столице прошли III Международные Бигиевские чтения
Работа конференции открылась чтением Священного Корана, после чего участникам было представлено приветствие духовного лидера российских мусульман муфтия шейха Равиля Гайнутдина. «В 2016 году было решено посвятить Бигиевские чтения теме межрелигиозного диалога − поиска нового языка, с помощью которого возможно наладить взаимопонимание между различными религиозными общинами и сообща двигаться в направлении гармоничного будущего. Однако прежде чем идти на арену межрелигиозного взаимодействия, нам следует навести порядок в собственных представлениях о людях иной веры, пересмотрев губительную привычку сужать границы божественного милосердия. Именно поэтому в центр обсуждений нами предложено поместить представления мусульманских мыслителей о всеохватности божественной милости, на российской почве получивших развитие в трудах Мусы Джаруллаха Бигиева», − говорится, в частности, в документе.
С программным докладом от имени секретариата Международного мусульманского форума выступил глава секретариата, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов. Он обозначил принципы, на основании которых следует объемно разрабатывать исламскую философию религии, начало которой положено трудом Бигиева о всеохватности божественной милости.
Как отмечается в докладе Д.Мухетдинова, из мусульманских мыслителей прошлого идеи всеобщего спасения придерживались такие личности как Ибн Сина, Абу Йазид ал-Бистами, Ибн Араби, Ибн Таймиййа, Ибн ал-Каййим; к ней также склонялся Абу Хамид ал-Газали. Из мыслителей XIX-XX вв. об этом писали Джамаладдин ал-Афгани, Мухаммад Абдо, Рашид Рида, Мухаммад Икбал, Мухаммад Аркун, а в наше время эту идею в нашей стране аргументировано отстаивает профессор Тауфик Ибрагим.
На протяжении истории исламской богословской мысли идея всеобщего спасения подвергалась резкой критике со стороны эксклюзивистов, в том числе и современников Мусы Бигиева. В защиту Бигиева от нападок и всевозможных обвинений выступил будущий муфтий, историк и богослов Ризаутдин Фахретдин. «Всеобщность божественной милости не ведет к падению норм шариата, забвению постановлений Корана, и даже к изменению хотя бы одной буквы религиозных законов», − говорится в его труде «Проблема божественной милости», вышедшей в качестве ответа критикам Бигиева.
Участники конференции, среди которых Валид аль-Аммар, заместитель министра по делам Корана и исламских исследований Государства Кувейт (г. Эль-Кувейт, Кувейт); Фарид аль-Мифтах, заместитель министра юстиции, по делам ислама и вакфов Королевства Бахрейн (г. Манама, Бахрейн); Халед Мулла, председатель Совета улемов Республики Ирак (г. Багдад, Ирак); Ахмад Мубаллиги, заместитель председателя Совета экспертов Республики Иран, руководитель Университета изучения мазхабов, руководитель Центра исламских исследований при Исламском консультативном совете (г. Кум, Иран); Салман Чишти, руководитель Фонда Чишти, наследный хранитель суфийской святыни XI века Хазрата Ходжи Муинуддина Хасана Чишти (г. Аджмер, Индия), Сэр Икбал Сакрани, первый генеральный секретарь Совета мусульман Великобритании (г. Лондон, Великобритания) и другие выступили в поддержку основного посыла конференции, подчеркнув ее актуальность.

В работе конференции принял участие муфтий Северной Осетии Гацалов Хаджимурат

[], [], [], [], []
Поделиться в социальных сетях