Муфтий Северной Осетии осудил травлю матерей Беслана после выигранного ими в ЕСПЧ дела

На днях Европейский суд по правам человека присудил пострадавшим от теракта в Беслане в 2004 году компенсацию около 3 млн. евро. Однако в самой Северной Осетии эта новость вызвала раздражение.

Итак, матери пострадавших в Беслане детей подали летом 2007 года иск против российского правительства в Европейский суд по правам человека. Суд через 10 лет изучения дела постановил, что власти 4 раза нарушили право заложников на жизнь.

По истечении трех месяцев после вступления приговора в силу Россия обязуется выплатить около 3 млн. евро 406 истцам, каждый из которых должен получить от 5 до 20 тысяч евро, сообщает юрист правозащитной организации «Мемориал» Кирилла Коротеева.

При этом сами пострадавшие от теракта и штурма говорят, что главной их целью было установление виновных в теракте и проведение объективного расследования, а не возмещение ущерба. Жителя других республик казалось, что вопрос в осетинском обществе воспринимается однозначно, каждый желает добиться справедливости.

Но реакция части осетинского общества оказалась шокирующей. Осетинский портал Hohag вскрыл эту проблему на основе анализа комментариев в социальных сетях после решения ЕСПЧ. Немало людей пылает ненавистью к «Матерям Беслана» за то, что «они не сидят молча и тихо скорбят, а чего-то там требуют», — пишет ресурс.

«Порой кажется, что ничего тебя уже не удивит в этом сумасшедшем мире, но общество даёт повод вновь и вновь. Порадовавшись за матерей Беслана в связи с их победой в ЕСПЧ, совершенно случайно открыла комментарии в одном из осетинских пабликов под этой новостью. Волосы стали дыбом…», — пишет автор.

Часть осетин устроила травлю матерей Беслана после выигранного в Европе суда на 3 миллиона евро

Это лживое дело было изначально вот таким, и все эти годы эти женщины ходили по всем инстанциям и добивались правды, потому что то, что рассказывало следствие — это ложь. Они обили тут все пороги, им ничем не помогли, нашли каких-то стрелочников и после этого они обратились в ЕСПЧ, — отмечает Hohag.

Истерия части осетинского общества поражает еще и на фоне того, что часть средств, выигранных матерями Беслана, было решено передать пострадавшим в теракте в Питере. Не говоря уже о том, что среди пострадавших есть те, у кого дети остались инвалидами, им до конца жизни придется платить за лечение.

О том, что повлекло за собой столь неоднозначную реакцию части жителей Северной Осетии, мы выяснили у муфтия республики Хаджимурата Гацалова и Эллы Кесаевой, председателя общественного комитета «Голос Беслана», ранее известного, как «Матери Беслана».

Почему в Северной Осетии реакция на то, что Европейский суд по правам человека вынес решение в пользу пострадавших в Беслане семей, оказалась такой противоположной? В чем вообще после этого вердикта Европейского суда жители республики обвиняют матерей Беслана?

Хаджимурат Гацалов

Обвинять матерей Беслана в чем-то некрасиво и стыдно. Эти женщины прошли через такие события, не сломались. Они не хотят, чтобы впредь такое повторилось. Все, что они делают, делают на благо общества. Я с ними встречаюсь, мы на связи, и я их очень уважаю. И тот, кто их обвиняет в чем-то, пусть задумается, смеет ли он их обвинять вообще.

Элла Кесаева

Люди, которые разбираются в ситуации, поддерживают нас. Мы получаем большое количество теплых, благодарных писем по почте, по смс от знакомых и незнакомых людей. В какой-то газете депутат Госдумы некий Виталий написал, что если мы недовольны работой спецслужб, пусть уезжают из страны.

Это неадекватная реакция на справедливое решение суда. Оно выстрадано почти за 10 лет, 25 июня 2007 года мы экстренно отправили первую группу заявителей в Страсбург. Потому что против нас были попытки уголовных дел, офис захватили, мы опасались, что документы, которые мы собрали, будут изъяты. Экстренно отправили первые документы, очень дорого нам это обошлось.

Считаю, что мнения должны быть разными. Мы ведь пошли против силовиков – представителей власти. Не в их интересах это решение суда. Я считаю, что нас не все должны хвалить за это. Все, что мы сделали, мы сделали ради того, чтобы будущее в нашей стране было гораздо спокойнее, чтобы было право на жизнь.

Почему муссируется миф о том, что силовики проявили героизм, спекулируя на смерти десяти спецназовцев?! Если даже один заложник из-за силовика погиб, должно быть полное расследование. Иначе все остается безнаказанным. В будущее заглядывать тяжело, если даже за Беслан никто не ответил.

Да, справедливость признали не в России, а в Европе, но справедливость есть, и от этого легче жить. Решение суда важно для всех, даже для тех, кто сейчас не понимает этого. Те, кто нас сейчас осуждает, в будущем поймут, что данное решение было важно.

Остальному Кавказу до сих пор казалось, что матери Беслана пользуются безоговорочной поддержкой и состраданием остальной части осетинского общества. Что такого могло произойти с сердцами нашего общества, что многие жители сегодня оказываются глухими к чужому горю?

Хаджимурат Гацалов

Матери Беслана заслуживают уважения и поддержки со всех сторон. Они не сломались, занялись общественной жизнью, это тоже о многом говорит. Есть такая категория людей, которые всегда настроены против всего.

Но основная масса людей поддерживает матерей Беслана. Те, кто не поддерживает их, пусть зададут себе вопрос, в чем и почему не поддерживает? Эта отрицательно настроенная часть людей вообще не заслуживает никакого внимания.

Элла Кесаева

Не многие, а те, которых ввели в заблуждение. В новой отстроенной школе утро начинается с песни, прославляющей спецназ, проявившей героизм в школе. Погибшим – светлая память. Но что делало большинство представителей спецслужб? Они совершили тягчайшее преступление – обстреляли заложников. Через 3 месяца решение суда будет окончательным. И это решение надо доводить до общества.

Что каждый из нас сегодня может сделать, чтобы матерей Беслана перестали обливать грязью свои же земляки и чтобы они сохранили для всего Кавказа образ материнской стойкости и героизма?

Хаджимурат Гацалов

Они итак сохраняют образ стойки и героизма. Я бы не акцентировал внимание на этих людях, они не стоят того, чтобы о них говорили.

Элла Кесаева

Масштаб агитации государственный. Надо идти в народ и всем объяснять, чтобы они поняли, почему представители государства, совершившие преступление, сидят у власти столько лет. Надо доводить до людей информацию, что они совершили преступление и что с этим делать.

[], [], [], [], [], []
Поделиться в социальных сетях