БЛАГОЙ НРАВ? ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Об этом наиважнейшем качестве мусульманина рассказывает имам г.Владикавказа Батраз Аршиев.
Хвала Аллах – Господу миров, мир и благословение Его пророку Мухаммаду, его семье и всем тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня.
Благой нрав — это когда человек соблюдает правила взаимоотношений со своим Господом и со всеми окружающими его людьми. Когда он выполняет свои обязанности по отношению к ним, проявляя доброту, мягкость и кротость.
Благой нрав – это когда говоришь там, где надо говорить, и молчишь, когда надо молчать. И если говоришь, то говоришь только благое, подбирая наилучшие слова. Не спрашиваешь о том, что тебя не касается. Побуждаешь к одобряемому, а, видя порицаемое, порицаешь это наилучшим образом.
Благой нрав – это когда уважаешь старших, жалеешь младших, проявляешь доброту и снисходительность к каждому живому существу.
Благой нрав – это не только совершение большого количества поклонений, а когда люди находятся в безопасности от твоего языка и твоих рук. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин — это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками …».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: «Знаете ли вы, кто такой настоящий банкрот?». Они сказали: «Банкрот среди нас тот, у кого нет ни дирхама и ни динара». Он сказал: «Банкрот в моей умме тот, кто придет в Судный день, имея намазы, посты и закят, и в то же время обругав того-то, опорочив такого-то, съев незаконно имущество другого, пролив кровь третьего, ударив еще кого-то, и он отдает из своих благих поступков тому и другому, а когда закончатся его хорошие поступки до того, как закончится его отчет, будут взяты их грехи и брошены ему, и потом он будет брошен в Ад».
Некоторые мусульмане совершают очень много усилий для того, чтобы заслужить довольство Аллаха. Они молятся, постятся, совершают дополнительные намазы, дают добровольную милостыню, но мало кто понимает, что ничего не сравнится в Судный День с благим нравом.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия, ибо, поистине, Аллах Всевышний ненавидит произносящего непристойности и оскорбляющего!». Кроме того, оно равняется молитве и посту, которые являются двумя великими столпами ислама. Об этом сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Не положат на Весы ничего тяжелее благонравия, и, поистине, благонравие приводит придерживающегося его к степени (соблюдающего) пост и (совершающего) молитву».
В другой версии этого хадиса сообщается: «Поистине, благонравием раб достигает ступени постящегося и молящегося». Более того, ислам объявил благонравие признаком совершенства веры: «Наиболее совершенной верой из верующих обладает самый благонравный из них».
Несмотря на это, люди меньше всего работают над своим нравом. Ведь для этого нужно очистить свою душу от разных пороков: алчности, зависти, грубости, вспыльчивости и т.д. А это очень сложно. Иногда кажется, почти невозможно. Именно этого очищения требует от нас Аллах. Именно этому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил своих сподвижников на протяжении многих лет, создавая общество, фундаментом которого стали высокие нравственные принципы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) на собственном примере показывал, как мусульманин должен относиться к своему брату в исламе, устанавливая для них те нормы, которые должны главенствовать в мусульманском обществе. Он (мир ему и благословение Аллаха) постоянно подчёркивал важность благонравия, побуждал своих сподвижников придерживаться его и внушал им любовь к нему, пользуясь самыми разными методами, прибегая как к словам, так и к делам. Он хорошо понимал, какую большую роль играет благонравие в деле исправления характера, очищения души и совершенствования людей. В связи с этим он однажды спросил Абу Зарра: «О Абу Зарр, не указать ли тебе на два качества, придерживаться которых легко, а на Весах они окажутся тяжелыми?» Он сказал: «Конечно, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Будь благонравным и сохраняй молчание, ибо клянусь Тем, в чьей длани душа моя, ничто не украшает людей так, как это!»
Множество примеров проявления благого нрава мы видим в жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда я шел куда-то вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на котором был плащ из Наджрана с грубой оторочкой, его до¬гнал какой-то бедуин, который так сильно потянул его за край плаща, что из-за этого на плече Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, остался след, а потом сказал: “Вели дать мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!” Услышав это, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к нему и рас¬смеялся, а потом велел дать ему что-то».
Это удивительный пример сдержанности, крото¬сти и совершенства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его благонравия и великодушия, терпеливого снесения личных обид и прощения грубого обраще¬ния с ним тем людям, чье сердце он хотел привлечь к исламу и укрепить в нем. Людям, призывающим к Аллаху, и тем, кто руково¬дит другими, следует подражать Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в его благоразумии, сдержанности, таких прекрасных нравственных качествах, как великодушие, снисходительность, способность прощать и оттал¬кивать зло тем, что лучше.
Имам аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) какой-то бедуин принялся мочиться в мечети, и все присутствующие поднялись со своих мест, чтобы наброситься на него, однако Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Оставьте его и вылейте на его мочу ведро воды, ибо, поистине, посланы вы только для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения! Пророк, конечно же, мягко объяснил ему, что это мечеть, и что здесь не подобает справлять нужду. Позже, когда этот бедуин уже познал религию, говорил: «Да будут отец мой и мать выкупом за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Он встал и подошел ко мне, и не поругал меня, и не упрекнул, и не ударил!»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, учил своих сподвижников нести добро всегда и везде, даже когда они порицают порицаемое. Он говорил им: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте» ( Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только не являлось оно греховным, а если было в нём что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещённое Аллахом, он мстил за Аллаха Всевышнего (Аль-Бухари, Муслим).
От Му’авии ибн аль-Хакама ас-Сулями сообщается: «Однажды, когда мы совершали намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, один из молящихся чихнул, и я сказал ему: “Да смилостивится над тобой Аллах!” Люди стали смотреть на меня, и тогда я воскликнул: “Да что же это! Чего вы смотрите на меня?!” Люди стали ударять ладонями по бедрам, и когда я по¬нял, что они хотят, чтобы я замолчал, я смолк. Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, завершил намаз. Да бу¬дут отец мой и мать выкупом за него! Ни до него, ни после я не видел столь прекрасного учителя. Клянусь Аллахом, он не обидел меня, не ударил и не стал бранить. Он сказал: “Совершая намаз, не годится разговаривать с людьми, потому что (намаз) это — вос¬хваление и возвеличивание Аллаха, и чтение Корана”.
Сообщается, что Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Лишённый доброты, полностью лишён и блага» ( Аль-Бухари, Муслим).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Улыбнуться своему брату – есть милостыня».
Джарир ибн Абдуллах сказал: «С тех пор, как я принял ислам, я не видел Пророка без улыбки. Я всегда видел его улыбающимся».
Многие люди были не согласны с той истиной, с которой пришел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но даже враги не могли упрекнуть его в чем-либо непристойном или коварном, так как он был справедливым, благонравным и великодушным. Никто не мог его ненавидеть. От одного его вида люди понимали, что такой человек не может лгать, и что он пришел с истиной. А чего стоит отношение с человеком, который никогда не обманывает, не предает, не подводит, не злословит, не сквернословит. С таким человеком, от языка и рук которого ты находишься в безопасности, который проявляет терпение. Когда ты в чем-то ошибся, мягко и деликатно укажет тебе на ошибки. Человек, который не высокомерен, не завистлив и не держит на тебя зла.
Есть в нашей общине люди, общение с которыми для нас всегда легко. Какое бы ты дело с ним ни совершал, всегда получаешь моральное удовлетворение, не говоря уже о пользе совершенного дела. За одно это доброе отношение они получат такую награду, о которой мы можем только мечтать. Именно таких братьев мы любим больше всего, и не удивительно, что и Аллах их любит, и что награда их будет велика.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах помилует человека, который проявит снисходительность (великодушие) во время продажи, во время покупки и во время требования долга» ( Аль-Бухари, Муслим). Он также сказал: Не сообщить ли вам о том, кто станет запретным для огня (или: … о том, для кого огонь станет запретным)? Запретным (для огня) станет каждый близкий, мягкий и лёгкий”. То есть, человек, ставший близким к людям благодаря хорошему обхождению с ними и отличающийся мягкостью и лёгкостью характера.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также подчеркнул: «Поистине, Аллах добр, Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное» ( Аль-Бухари, Муслим).
*
Мы очень часто забываем о своем нраве. Забываем исправлять и очищать его. Просто живем по инерции, плывем по течению. В суете мирских дел не работаем над своим нравом и душой, откладывая это на второй план, не понимая, что рискуем оказаться в Судный День на месте того банкрота, который усердствовал, совершая благие дела, но забыл исправлять свой нрав, и все, что он совершал, не принесло для него большой пользы.
Если мы не очистим наш нрав, двери ко всем достижениям для нас будут закрыты. Даже, если преуспеем в каких-то делах, не обладая нравом, в этом для нас не будет блага. Если нам удастся построить большое количество мечетей и медресе, призвать в ислам толпы людей, то это еще не достижение. Может оказаться так, что те же самые мусульмане в тех же, построенных нами мечетях, будут сеять смуту среди верующих по причине своего невежества и дурного нрава. Те же самые новоиспеченные мусульмане будут своим поведением, своей грубостью и черствостью отвращать других людей от ислама. И тогда тщетными окажутся наши старания и усердия.
Наша главная цель сегодня – воспитать здоровое поколение верующих, несущих добро и порядок каждым своим словом, делом и даже жестом.