Вера в предопределение

  • Мы веруем в предопределение с его добром и злом, ибо Аллах предопределил всё происходящее во Вселенной, изначально ведая об этом и подчинив это своей мудрости.

    Предопределение Господа осуществляется в четыре стадии:

    Первая стадия – знание. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах Всеведущ. Своим извечным знанием Он ведает обо всём, что уже свершилось и что произойдёт. Он не нуждается в том, чтобы приобретать знания, чтобы просветиться после неведения, и не забывает ничего из того, что известно Ему.

    Вторая стадия – предписание. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах записал в Хранимых Скрижалях всё, что произойдёт до Дня Воскресения. «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко»1.

    Третья стадия – соизволение. Мы веруем в то, что всё, что
    происходит в небесах и на земле, имеет место по воле Аллаха,
    ибо ничто не происходит без Его соизволения. Происходит только то, что пожелал Аллах, а то, чего Он не пожелал, не может прои-
    зойти.

    Четвёртая стадия – сотворение. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах – «Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи. Ему принадлежат ключи небес и земли»2.

    Эти четыре стадии относятся ко всему, что совершает сам Всевышний Аллах. Но наряду с этим, всё, что говорят и делают и от
    чего отказываются Его рабы, также ведомо Всевышнему Аллаху и записано у Него. Всё, что совершают творения, происходит с соизволения

    Всевышнего Аллаха, и именно Он творит все деяния своих рабов. «…тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь
    миров»3.
    «Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями»4.

    «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете»5.

    Однако вместе с тем мы веруем и в то, что Аллах одарил человека свободой выбора и волей, благодаря которым он совершает свои деяния.

    Доказательством же того, что человек совершает тот или иной поступок по собственной воле, является следующее:

    1) Всевышний сказал: «Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете…»6.

    «Если бы они желали выступить в поход, то приготовились бы к этому»7.

    Таким образом, Аллах сообщил, что люди вершат дела по своей воле.
    2) Аллах приказал Своим рабам действовать в связи с Его велениями и запретами. А если бы человек не имел собственной воли и права на выбор, то Аллах Своими велениями обязал бы его совершать то, на что сам человек неспособен. Подобное же несовместимо с мудростью и милосердием Всевышнего Аллаха и противоречит изреченной Им истине: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей»8.
    3) Праведники поощряются за свои благодеяния, а грешники порицаются за свои скверные поступки, и каждой душе воздаётся тем, что она заслужила. Если бы человек творил дела не по собственной воле и, не имея права на выбор, то поощрение добродетельных было бы напраслиной, а наказание грешников – несправедливостью. Но Всевышний Аллах далёк от всякой напраслины и несправедливости.
    4) Всевышний Аллах отправил посланников, «которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха»9. А если бы человек совершал дела не по собственной воле и не имея права на выбор, то оправдание людьми своих грехов неведением было бы приемлемым и до прихода посланников, и после них.
    5) Каждый человек ощущает, что при совершении каких-либо поступков он не испытывает никакого принуждения. Он встаёт и садится, входит и выходит, отправляется в поездку и остаётся дома только по собственной воле, и при этом он не ощущает того, что некто принуждает его к этому. Человек видит реальную разницу между тем, что он совершает по собственной воле, и тем, к чему он принуждён. Шариат вследствие своей мудрости также различает между этим, и человек не несёт ответственности за совершение того, к чему он принуждён насильственно.

 

 1 «Паломничество» 70.
2 Сура «Толпы» 62 – 63.
3 Сура «Скручивание» 28 – 29.
4 Сура «Скот» 112.
[], [], [], [], []
Поделиться в социальных сетях