«Деятельность религиозных организаций в укреплении межрелигиозных и межнациональных отношений»

Последние годы и даже месяцы явно показывают всю турбулентность современного мироустройства. Специальная военная операция на Украине, агрессия Израиля против палестинского и ливанского народов, ситуация в Молдове, Румынии, политический кризис в Германии, Англии – яркий пример нестабильности общества. В этих условиях возрастает роль религии, как важнейшей опоры и человека и всего социума в решении возникающих проблем.

23 октября во Владикавказе состоялась интерактивная дискуссия на тему «Деятельность религиозных организаций в укреплении межрелигиозных и межнациональных отношений». Мероприятие проводится в рамках форума, посвященного 30-летию Духовного управления мусульман Северной Осетии.

В обсуждении заявленной темы принимали участие религиозные и общественные деятели, представители государственной власти и научного сообщества

В начале встречи муфтий представил участников мероприятия и рассказал о важности темы круглого стола.

«Когда мы говорим о соработничестве, то должны осознавать, что это реальная работа, которую мы должны делать вместе. Мы уже сделали некоторые шаги и теперь продолжаем двигаться вперёд, строить на этом фундаменте наше будущее и работать над тем, чтобы общество стало более сплочённым.

Каждый из нас – имамы, учителя и актив общины, должны брать на себя ответственность. Вы – пастыри, вы – те, к кому обращаются за советом и поддержкой. Ваша роль важна, и от вас зависит, как будет развиваться ваше сообщество».

Глава Духовного управление мусульман Поволжья рассказал о своем пути в деле возрождения Ислама в России. Хазрат начал речь с поздравления ДУМ РСО-Аолания.

«Это действительно серьезный срок, и я не могу не вспомнить первый съезд, который проходил здесь. Время летит, и за эти годы мир, наша страна и, конечно, республика изменились до неузнаваемости.

Я часто бываю в Осетии, и это не случайно. Этот регион для меня особенный, ведь здесь много интересных исторических моментов. К сожалению, в России, особенно в наших регионах, информации о жизни мусульман в Осетии не так уж много. Поэтому, я стараюсь делиться своими впечатлениями и рассказывать о том, что здесь происходит. Например, всего две недели назад я был в Чиколе и Хазнидоне, и всегда ищу возможность рассказать о местах, которые посещаю».

Затем он рассказал об истории Духовного управления мусульман Поволжья.

«Как вы уже заметили, я занимаю должность муфтия, и у нас тоже юбилей – наша организация была основана еще в 1988 году, когда в Советском Союзе вышла первая мусульманская газета. В начале 90-х мы даже запустили передачу «Аллаху Акбар» на государственном телевидении в Саратове! Представляете, сейчас молодежь даже не верит, что такое было.

Когда мы создавали духовное управление, я решил, что не хочу ограничиваться работой только с мечетями. Конечно, система мечетей важна, но мы хотели поднять нашу работу на новый уровень – уровень просвещения и знакомства людей с исламом. Мы стремились показать, что мусульмане – это не что-то страшное, а часть нашего общества. Например, наши мероприятия в месяц Рамадан собирают больше людей, чем многие другие крупные события в регионе.

Важно помнить, что ислам в России имеет глубокие корни, и именно в Поволжье он начал развиваться как организованное сообщество. В 922 году Волжская Болгария заключила пакт с багдадским халифатом, и это событие стало важной вехой в истории ислама в нашем регионе.

Я надеюсь, что мои поездки и встречи помогут нам лучше понять нашу историю и культуру. У нас есть много уникальных моментов, о которых стоит говорить и которые стоит помнить

Люди часто не знают, что мусульманские общины татар, которые живут вдоль Волги, на самом деле – потомки служивых татар. И, кстати, основная часть этих людей находится за пределами Татарстана, вплоть до Урала. В последнее время нас пытались представить как пятую колонну, забывая, что до Петра Первого у русского государства не было своей армии.

Именно Поволжские и Мишарские татары были главной военной силой, охранявшей русское государство. Так что, давайте не будем забывать о наших корнях и о том, как много значили наши предки для истории!»

Также гость коснулся современной истории Ислама в нашей стране

«Считаю, что все началось в 2003 году с выступления президента Владимира Путина на саммите Исламской конференции. С тех пор Россия стала наблюдателем в этой организации, и это, безусловно, открыло новые горизонты для мусульман в нашей стране.

Кульминацией этого процесса стал 2020 год, когда Равиль Хазрат Гайнуддин обратился к президенту с просьбой поддержать празднование 1100-летия принятия ислама в Болгаре. И что вы думаете? Президент не только согласился, но и сказал, что этот праздник будет отмечаться на государственном уровне! Это было настоящим прорывом, и, казалось бы, все двери открыты. Но, к сожалению, мы не всегда это понимаем.

Когда президент заявил о праздновании на государственном уровне, он фактически призвал мусульман занять свое место в обществе. Но, когда-то сказанное Эммануилом Кантом о христианах, относится и к нам, мусульманам. Мы, похоже, все еще заперты в своих мечетях и не спешим выходить за их пределы. Надеюсь, что это время изменений в Умме скоро наступит.

События 2022 года, связанные со специальной военной операцией, показали, что российские мусульмане – это не какая-то «пятая колонна», а неотъемлемая часть нашего государства. Мы, мусульмане, составляем один из крупнейших этносов, который формирует нацию Российской Федерации».

Глава ДУМ Поволжья говорил о таком важном понятии, как фитра – первозданное состояние человека

«Аллах создал нас в качестве лучших творений, и это не просто слова.

Что такое человек без внутреннего мира? Это всего лишь груда костей и мяса. Наш внутренний мир – это то, что делает нас настоящими, теми, кем мы есть на самом деле. Это то, что связывает нас с Аллахом, источником святости и мира.

У нас есть физическое тело – скелет, мясо, кожа. Но что же у нас внутри? Аллах наделил нас честью. Без чести мы можем годами выполнять обряды, но это не даст нам настоящего имана.

Честь – это сердцевина нашего существования. Это мужество, совесть, благородство и достоинство. Без этих качеств мы просто не можем быть полноценными людьми. Если мы начнем уделять внимание этим аспектам, то сможем избежать конфликтов и поднять важные вопросы. Мы сможем контролировать свой НАФС и ставить перед собой настоящие цели».

М. Бибарсов, говоря о государственно-конфессиональных и общественных отношениях, подчеркнул следующее:

«Знаете, многие из нас часто забывают, что государство – это не просто абстракция, а реальная сила, которая влияет на все аспекты нашей жизни, включая религию. И речь идет не только об исламе, но и о православии, и о других конфессиях.

Когда мы игнорируем этот факт, мы рискуем совершать ошибки. Это как пытаться построить дом за один день. Серьезно, вы же понимаете, что это невозможно? Даже если у вас есть деньги, вам все равно нужно оформить кучу документов, учесть соседей и множество других факторов.

Так что, прежде чем что-то делать, давайте помнить о мнении людей и о том, что происходит вокруг нас».

Представитель Всемирной Исламской лиги в России Ахмад аль Юссеф передал приветствие Генерального секретаря лиги Мухаммеда ибн Абдул-Карима аль-Исы

«Сегодняшняя встреча проходит в непростых международных условиях. Мы все наблюдаем, как мир меняется, как возникают новые альянсы и как это влияет на глобальную обстановку. В центре этих изменений – Российская Федерация, и мы надеемся, что новая международная система станет более справедливой и сбалансированной. Важно, чтобы ценности равенства и взаимного уважения стали основой настоящего партнерства между странами.

Давайте отложим в сторону политику и сосредоточимся на гуманитарных вопросах. С середины прошлого века мы добились немалых успехов в этой области, и эти достижения нужно сохранять и развивать. Но, к сожалению, были и неудачи, которые требуют нашего внимания. Международные организации не всегда справлялись с конфликтами, которые оставили глубокие раны в сердцах людей и продолжают порождать насилие.

Всемирная исламская лига активно поднимает важные вопросы, связанные с глобальными проблемами, и настаивает на справедливых ценностях в обществе. Она стремится к сотрудничеству с международными организациями, чтобы бороться с терроризмом и насилием. Лига хочет укрепить мир и безопасность для всех, независимо от веры и происхождения. Пришло время преодолеть разногласия и сосредоточиться на том, что нас объединяет. Мы должны верить в добрососедство, уважать друг друга и заботиться о правах каждого».

Проректор по международной политике и внешним связям СК ГМИ Нина Орлова говорила о совместной работе ВУЗа с Духовным управлением.

«Я хочу подчеркнуть, что мы тесно сотрудничаем с Духовным управлением. На первый взгляд, многие могут задаться вопросом, где находится духовное управление и где образовательные учреждения? Но это не совсем корректный вопрос.

Сегодня высшее образовательное учреждение, которое представляю я, – это огромный пласт международных связей, государственных и нравственных задач. Я бы даже сказала, что это высоконравственные задачи.

Почему мы об этом говорим? На примере нашего университета я хочу показать, насколько важно сотрудничество в духовной сфере. Перед российским государством, как было отмечено во многих докладах, стоят глобальные задачи. Для образовательного сектора эти задачи не менее важны, потому что мы находимся в центре внимания и взаимодействуем со всем миром.

В нашем университете обучаются представители из 28 стран. Это большая международная арена, и наша цель – не только привлечь иностранных студентов, но и взаимодействовать с партнёрами, посольствами и консульствами. Наш университет активно работает в этой сфере, как и другие вузы. Мы стремимся к улучшению своего имиджа, и без международного сотрудничества это просто невозможно

Мы, пользуясь вниманием нашего уважаемого Хаджимурата Харумовича, взаимодействуем с нашими студентами через различные форматы: круглые столы, индивидуальные встречи, поддержку министерств и ведомств, а также домов дружбы. Поэтому я хотела бы выразить благодарность за эту масштабную работу.

Более того, мы всегда на связи и готовы помочь в решении любых вопросов. Мы стремимся к тому, чтобы все вопросы, которые возникают у наших студентов, были решены. Мы никогда не оставляем их без внимания и всегда находим решение. Это очень приятно. Мы благодарны за это и надеемся на продолжение сотрудничества.

Если говорить более конкретно о формировании положительного имиджа России на международной арене в сфере высшего образования, то можно выделить несколько ключевых направлений.

В дипломатической практике мы уделяем особое внимание следующим аспектам: защита прав соотечественников за рубежом; развитие и укрепление сотрудничества в области культуры, науки, спорта и популяризации русского языка.

Эти направления важны для работы во всех сферах, поскольку иммиграционное законодательство уделяет им большое внимание. Я не побоюсь сказать, что наша задача – работать с соотечественниками за рубежом и поддерживать русскоязычные диаспоры.

Сегодня эта работа усиливается, и будет усиливаться со стороны различных ведомств.

Проблема соотечественников и поддержка русскоязычных диаспор за границей, содействие переселению на родину и другие вопросы, связанные с этим, являются одними из приоритетных задач для вузов Российской Федерации».

О роли руководства страны и лично Президента В. Путина в возрождении Ислама в России и важности межконфессионального диалога говорил и Председатель Международной Исламской Миссии Шафиг Ауесович Пшихачев.

«Я с большой теплотой вспоминаю отца Иоанна. Когда я вернулся, мне сразу же дали назначение – 1 июля 1987 года я стал кади Кабардино-Балкарской Республики. Хотя, мне было всего 25 лет, это было очень ответственно и сложно.

Мы всегда обнимались при встрече, независимо от того, были ли рядом люди. Некоторые говорят, что мы мусульмане, они христиане, но я считаю, что нам нечего делить, кроме нашей доброты и любви друг к другу. Отец Иоанн был удивительно добрым и миролюбивым человеком.

Когда мы говорили, я спрашивал его: «Как дела, отец Иоанн? «. Он отвечал: «Могло быть хуже». Я не сразу понял, что он имел в виду, но потом задумался. Он говорил, что наша жизнь и работа могли быть намного хуже, чем сейчас. Но мы прошли через это. Мы помним 87-й, 91-й годы, когда не стало Советского Союза. Мы помним период правления Бориса Николаевича. Мы помним, как тяжело было нашим народам на Северном Кавказе.

Мы, религиозные деятели, удивительным образом остались один на один со всеми своими проблемами. В Кабардино-Балкарии мы создавали духовное управление в 1990 году. Чуть-чуть пораньше. Но, несмотря ни на что, мы оставались протянутой рукой. Не было никакой поддержки. А мы никаких материальных ценностей не производили. И нам приходилось обращаться, в том числе, и к зарубежным лидерам, главам государств.

В 1999 году, на Новый год 2000-го, Борис Николаевич снимает с себя полномочия президента и исполняющим обязанности президента становится Владимир Владимирович Путин. Владас Хазрет об этом говорил. 1 января Владимир Владимирович Путин становится главой государства. 15 марта 2000 года он встречается с религиозными лидерами мусульман Российской Федерации в Кремле. 22 марта он едет в Татарстан, при этом 16 марта 2000 года в Курбан-Байрам, он поздравляет нас всех в Курбан-Байрам.

Эту программу стали реализовывать светские учебные заведения. Вот с этого момента у нас появляется контакт со светскими учебными заведениями, с университетами, куда нас за 100 километров не допускали, говоря, что мы не имеем права религиозных работников. Я, работая в Кабардино-Балкарии, десятки раз пытался встречаться со студентами. Десятки, сотни раз пытался встречаться со школьниками. Меня даже в школу не допускали, как муфтия Кабардино-Балкарской республики. А с 2007 года доступ в вузы был открыт. В том числе в Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета, Московский государственный лингвистический университет, Пятигорский государственный лингвистический университет, Петербургский университет, Нижегородский университет, Уфимский. Чья это была инициатива? Инициатива Президента!

Учреждаются четыре религиозные организации. Это Центральное духовное управление ЦДУМ, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Совет муфтия в России и Международная исламская миссия. Четыре организации учреждают фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который до сих пор оказывает финансовую помощь и будет оказывать. Это учредилось в 2007 году, а с 2008 года фонд оказывает поддержку и финансирование, регулирует уставную деятельность наших духовных управлений и проектную деятельность. Более того, сегодня фонд оказывает помощь молодым имамам. Это 500 человек в нашей России. Поэтому много можно говорить о Путине. Вот это государственно-конфессиональные отношения!»

Муфтий республики Мордовия Абдуль-Малик Аисонов говорил о необходимости постоянного самосовершенствования религиозных деятелей.

«Говоря о наших имамах, стоит отметить, что высшее образование 20 лет назад было чем-то значимым, а сейчас это уже средний уровень. Даже докторские степени – это не предел. Если мы хотим показать нашу богословскую мощь, нам нужно продолжать учиться и развиваться.

Если вы получили статус магистра, не останавливайтесь на этом! Учитесь дальше, защищайте докторские диссертации. Если мы этого не сделаем, другие придут и будут учить нас, как правильно жить.

Когда меня спрашивают, почему люди уезжают за границу, я отвечаю: пока в Булгарской Академии не будет достаточно знаний, люди будут искать их где-то еще. Если кто-то приезжает и видит, что там больше возможностей, они уезжают. Поэтому мы должны ценить знания не только в богословии, но и в других областях».

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Руслан Чихтисов сделал глубокий научный анализ состоянии межконфессиональных отношений в Осетии.

«Проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане, касаются не только их самих, но и всего общества. Это важный момент, который затрагивает всех нас, независимо от вероисповедания. Ислам в нашей республике – это не только религия, это часть нашей культуры и идентичности. И когда мы говорим о развитии ислама, важно учитывать, как общество воспринимает эти изменения. Радуются ли люди этому юбилею или предпочитают не замечать?

В нашем обществе происходят интересные процессы, которые поднимают вопросы о роли религиозных организаций, как в России, так и за ее пределами. Мы живем в мире, который меняется с невероятной скоростью, и это создает новые вызовы для всех этнических и религиозных групп, которые живут на нашей территории.

Кстати, кто-то из выступающих вчера упомянул, что в России живут 196 национальностей. На самом деле, по данным переписи 2020 года, их 198! А в 2010 году было всего 193. Это говорит о том, что наше общество очень разнообразно, и каждый народ приносит свою уникальную культуру и верования. Это многообразие – наш огромный потенциал!

Важно, чтобы мусульманское сообщество активно взаимодействовало с другими группами, чтобы нас воспринимали с добротой и толерантностью. Как сказал Хаджимурат Харумович: религия одна, а конфессий много. И это действительно так! Ни одна религия не призывает к войне или конфликтам. Все они учат нас миру, добрососедству и взаимопомощи. Но, к сожалению, в современном мире это не всегда так.

Мы видим, как конфликты возникают по всему миру, от Израиля и Палестины до ситуации с мусульманами рохинджа. Эти примеры показывают, как религиозные и этнические различия могут приводить к трагедиям. Эксперты предупреждают, что в будущем нас могут ждать серьезные конфликты между различными религиозными группами, и это может быть использовано в политических играх.

Поэтому роль государства в регулировании межконфессиональных и межнациональных отношений крайне важна. И, как мы уже говорили, государство прилагает много усилий для этого. Владимир Владимирович Путин не раз подчеркивал, что чиновники должны обращать внимание на эти вопросы».

Подытоживая выступления, муфтий Хаджимурат Гацалов призвал имамов и прихожан усваивать информацию, которая дается на этих конференциях, круглых столах и применять их во благо общества.

«Знаете, когда наш президент выступал в Уфе, он четко сказал: мусульмане, вот ваше поле, действуйте! Мы не можем сидеть и ждать, когда кто-то другой решит наши проблемы или даст нам что-то готовое. Мы часто надеемся, что кто-то принесет нам готовые решения – вот вам заклад, вот вам фонды, вот вам проекты. Но пока мы сами не изменим себя изнутри, ничего не изменится.

Я хочу, чтобы это понимали все, кто приходит в мечеть. Каждый из нас должен осознать, что ожидания от других – это не выход. Мы часто говорим: «А ты что сделал? Имам это не сделал, муфтий вообще другое делал». Но давайте зададим себе вопрос: а что делаем мы сами?

Каждый из нас обязан действовать. Мы должны доносить эту мысль до всех вокруг!»

[], [], [], [], [], []
Поделиться в социальных сетях