Отношение к Пророку Мухаммаду

Все, что имеет отношение к пророчеству, занимает важное место в душах мусульман, ведь Аллах Всевышний сказал, что повиновение Его посланнику является признаком повиновения Аллаху: «Повинующийся посланнику повинуется и Аллаху»1.

Всевышний в Коране велел почитать посланника, мир ему и благословение Аллаха, и не повышать голос в его присутствии, а также во время разговора с ним. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Не возвышайте голосов ваших над голосом пророка и не говорите с ним так же громко, как говорите вы между собой, иначе дела ваши окажутся тщетными, а вы даже и не почувствуете (этого)!»2.

Признаком подобающего отношения к пророку, мир ему и благословение Аллаха, является то, что человек часто призывает на него благословения, что необходимо делать при упоминании о нем, так как Всевышный сказал: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром. Воистину, тех, которые поносят Аллаха и Его Посланника, Аллах проклял в этом мире и в Последней жизни и уготовил им унизительные мучения».3 Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто (один раз) призовет на меня благословение, Аллах благословит за это десять (раз)»4.

Однажды Джибриль, мир ему, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Да постигнет унижение того человека, который не призовет на тебя благословение, когда в его присутствии упомянут о тебе!» – и он сказал: «Амин!»5 Посланник, мир ему и благословение Аллаха, также, сказал: «Скуп тот, кто услышав упоминание обо мне, не призвал на меня благословение»6.

Однако, подобающее отношение к пророку, мир ему и благословение Аллаха, подразумевает соблюдение и многих иных необходимых условий, важнейшими из которых являются выполнение его велений, оставление всего того, что он запрещал, и неуклонное следование его сунне явно и тайно. Аллах Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, и повинуйтесь посланнику, и не делайте тщетными дела ваши!»7.

Всевышний велит нам следовать по пути Его посланника и подчиняться его велениям. Всевышний сказал: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих».8 Всевышний также сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха»9.

Однажды посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Все (члены) моей общины войдут в рай, кроме тех, кто откажется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а кто откажется?» Он сказал: «Кто будет повиноваться мне, тот войдет в рай, а кто ослушается меня, тот откажется»10.

Посланника, мир ему и благословение Аллаха, следует любить больше, чем самого себя, своих детей и всех людей вообще. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя (качествами): любит Аллаха и посланника Его больше, чем все остальное, любит (того или иного) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь».11 Посланник, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца и своих детей».12 Эти слова означают, что вера раба Аллаха будет совершенной лишь в том случае, если он в первую очередь станет повиноваться посланнику, мир ему и благословение Аллаха, не говоря уже об отказе от его ослушания. Кроме того, вера человека будет совершенной лишь в том случае, если он станет поддерживать тех, кого поддерживал он, враждовать с теми, с кем враждовал он, соглашаться с тем, с чем соглашался он, и негодовать из-за того, из-за чего негодовал он.

Вместе с тем, не следует возносить пророка, мир ему и благословение Аллаха, выше того места, которое отвел ему Аллах. Так, например, обращения к пророку, мир ему и благословение Аллаха, с мольбами о спасении или с любыми иными мольбами, равно как и все прочие виды поклонения ему, не являются свидетельством любви или должного отношения к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, поскольку поклоняться следует только Аллаху. А поклонение кому-то кроме Аллаха является величайшим грехом.

Предостерегая людей от этого, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят (‘Ису,) сына Марйам, ибо, поистине, я – раб (Аллаха), а поэтому говорите: «Раб Аллаха и Его посланник»13. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал так, чтобы ни один из этих путей не был использован для практики всевозможных нововведений в религии наподобие рождества, ведь пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело14 нечто новое15 и не имеющее к нему отношения16, это будет отвергнуто17»18. В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любое дело того, кто совершит нечто, не соответствующее нашему делу, будет отвергнуто»19.

Смысл этого хадиса состоит в том, что ни одно из дел, совершаемых человеком, не будет принято Аллахом, если эти дела не имеют никакой основы ни в Коране, ни в сунне. Это в равной степени касается и нововведений в идеологии, и нововведений в сфере религиозных обрядов, что распространяется на все те виды поклоне­ния, указания на которые в Коране и сунне отсутствуют. Всё это будет отвергнуто и возвращено тем, кто придерживался подобного, а сами они заслуживают порицания в зависимости от вида своих нововведений и степени их удалённости от религии. Вводящим в религию новшества является любой человек, сообщающий нечто такое, о чём не говорится ни в Коране, ни в сунне, или же придерживаю­щийся таких форм поклонения, которые не были дозволены и узаконены Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Таким образом, вводящим нововведения является тот, кто запрещает дозволенное, дозволяет запретное или придерживается не узаконенных шариатом форм поклонения.

Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, неоднократно повторял в своих проповедях: «…поистине, наилучшие слова (заключает в себе) Книга Аллаха, лучшее руководство – это руководство Мухаммада, а худшими из дел являются дела новоизобретённые20, а всякое нововведение есть заблуждение!»21 Поэтому мусульманин должен сторониться новшеств в религии и во всем следовать пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это и есть прямой путь.

При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были попытки появления новшеств в религии, но он их строго пресекал. Сообщается, что Анас сказал: «Однажды к домам жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли три человека, которые стали расспрашивать о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно посчитав, что это не так уж много, сказали: “Как далеко нам до пророка (мир ему и благословение Аллаха), которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “А я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. А через некоторое время к ним подошёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне, не имеет ко мне отношения!”»22.

Аль-‘Ирбад ибн Сария, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: «Я завещаю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это коренными зубами и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»23.

Всевышний Аллах сказал: «И послали Мы тебе упоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, – может быть, они задумаются!»24. Всевышний также сказал: «О Посланник! Донеси то, что низведено тебе от твоего Господа»25. И посланник, мир ему и благословение Аллаха, полностью довел до сведения людей свое послание, выполнил то, что было возложено на него, и дал членам своей общины наилучшие наставления. Аиша, жена пророка, в хадисе, который передается от нее, сказала: «Кто скажет вам, что Мухаммад скрыл что-либо из того, что ему было приказано донести, тот возвел на Аллаха величайшую клевету!», и затем прочитала упомянутый выше аят26.

И после того, как посланник Аллаха, мир ему и благословление Аллаха, разъяснил нам веления Аллаха, мы должны следовать по его пути, изучая религию Аллаха и воплощая ее в жизнь, а не добавлять в нее что-либо или убавлять, искажая ее. Ислам – совершенная и завершенная религия, и она не нуждается в дополнении. Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я довел для вас вашу религию до совершенства, завершил для вас Свою милость и одобрил для вас Ислам в качестве религии»27.

3 Сура «Союзники» (56-57).

4 Муслим.

5 Ибн Хузейма (3/192), Ахмад (2/254). Аль-Арнаут подтвердил до­стоверность хадиса в «Аль-афхам».

6 Ат-Тирмизи.

8 Сура «Семейство Имрана» (31 – 32).

9 Сура «Союзники» (21).

10 Аль-Бухари.

11 Аль-Бухари.

12 Аль-Бухари.

13 Аль-Бухари.

14 То есть в нашу религию и наш шариат, который одобрил для нас Аллах.

15 Иначе говоря, создаст или же изобретёт что-нибудь от себя и под воздействием собственных пристрастий.

16 Имеется в виду всё то, что не соответствует и противоречит шариату, или же то, в пользу чего не имеется никаких свидетельств ни в основах шариата, ни в его общих указаниях.

17 Это значит: будет возвращено совершившему такое дело в силу несостоятельности подобных действий и того, что они не принимаются в расчёт.

18 Аль-Бухари; Муслим.

19 Аль-Бухари; Муслим.

20 Те дела, о которых ничего не говорится ни в Коране, ни в Сунне.

21 Муслим.

22 Аль-Бухари; Муслим.

23 Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42.

24 Сура «Пчелы» (44).

25 Сура «Трапеза» (67).

26 Аль-Бухари; Муслим.

[], [], [], []
Поделиться в социальных сетях