Мазхабы

Мазхаб — правовое учение

Ислам — это религия для всего человечества, и он учитывает то, что все люди разные, имеют разный менталитет, акценты в разных сферах жизни, у людей разные характеры, умственные, физические способности. Учитывая все эти факторы, выполнение одних предписаний выдвинулось как фундаментальное, неизменное, и эти предписания имеют только один способ выполнения, другие же могли иметь несколько способов.

Шариат требует от человека, выполнения предписаний в любом случае, предлагая ему разные способы. Эти способы имеют свои границы, и человек не может их переступать. Здесь Шариат учитывает особенности каждого человека. Таким образом, каждый человек может выполнять свои религиозные обязанности в соответствии со своими возможностями, т.к. Всевышний Аллах не возлагает на наши плечи того, что мы не в состоянии выполнить. Это с одной стороны. С другой же, у человека как бы исключается возможность предъявлять причины для невыполнения предписания. «Можешь — делай сложней, а не можешь — делай проще, но делай».

Такая гибкость Шариата дает человеку спокойствие и уверенность в правильности выполнения предписаний. И именно такое положение дел придает нашей религии универсальный характер, позволяя ей существовать и развиваться в любых условиях и оставаться открытой для каждого человека на Земле.

Вот какое определение дает энциклопедический словарь по исламу термину «мазхaб»: это технический термин, широко используемый во всех областях ислама — в богословии, фикхе, хадисах, философии, суфизме. В специальном и наиболее устоявшемся значении мазхаб — это правовая школа, толк.

Мазхаб — это правовое течение в исламе. В раннем исламе мазхабом называли различные правовые учения. В первые века распространения ислама существовало более 10-ти мазхабов. Многие из них перестали существовать и развиваться из-за того, что их учения не были завершены и находились на стадии разработки. Также не нашлось людей, которые продолжили бы разработку и упорядочивание этих мазхабов. По мере их растворения и с канонизацией суннитского фикха мазхабом стали называть, прежде всего, четыре основные правовые школы. Они очень авторитетны, популярны и распространены по всему миру. Они полностью разработаны и закончены, то есть, мнения ученых, разрабатывавших эти мазхабы, охватывают все возможные стороны жизни мусульманского общества. И любой интересующийся может найти четкий, обоснованный ответ на практически любой вопрос.

Естественно, далеко не каждый имеет право выносить самостоятельное решение по важным вопросам фикха. Здесь в целом умму можно разделить на две категории: муджтахидов и мукаллитов, т.е. соответственно имеющих и не имеющих право выносить самостоятельные решения по вопросам фикха. Для того чтобы оценить, насколько высоко мнение каждого из основателей мазхабов, мы должны понять, кто такие муджтахиды.

Муджтахид — ученый, имеющий право выносить решения по важным вопросам фикха (фикх (глубокое понимание, знание) — исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле)). По традиции, муджтахидами считаются все сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение) и их ближайшие последователи, через которых последующие поколения получали правовые знания, а также факихи первых веков ислама, сыгравшие важную роль в формировании наук шариата. Начиная со второй половины восьмого века, муджтахидами стали называть основателей правовых школ-мазхабов и их последователей, разрабатывавших их методы.

В соответствии с уровнем богословско-правового авторитета различались муджтахиды трех степеней.

Факих, претендующий на степень муджтахида, должен в совершенстве владеть всем правовым комплексом с его вариантами по мазхабам и доказать свою авторитетность перед другими муджтахидами на диспутах и в публичных выступлениях. Кроме того, муджтахид должен в совершенстве владеть арабским языком, знать наизусть Коран и его тафсир, знать не менее трех тысяч хадисов с полным комментарием. Он должен вести строгую и благочестивую жизнь. Даже в первые века ислама факихи достигали первой и второй степени иджтихада очень редко. Чаще это признавалось за ними посмертно. Последними суннитскими муджтахидами высших степеней признаются основатели мазхабов. В наше время очень редко выдающиеся ученые признаются муджтахидами третьей степени.

Значит муджтахид — это человек, имеющий достаточно знаний для того, чтобы понимать и толковать источники шариата, и ему не положено придерживаться какого-либо мазхаба. Если же человек — мукаллит (не имеющий достаточных знаний), то он обязан следовать мнению одного из муджтахидов.

Теперь давайте вкратце рассмотрим существующие мазхабы. Как уже было сказано, в силу объективных и субъективных причин образовалось четыре официально признанные правовые школы — четыре мазхаба. Каждый мазхаб носит имя своего основателя. В данной статье мы не будем детально рассматривать жизнь этих великих людей, внесших колоссальный труд для развития ислама и мусульман. Их биографии требуют отдельной темы, мы же ограничимся некоторыми фактами, касающимися мазхабов.

Основателем первого мазхаба является Абу Ханифа б. Нуман б. Саббит аль-имам аль-азам. Годы жизни (699 — 767). Этот мазхаб возник в восьмом веке в г. Куфа (Ирак). Абу Ханифа считается первым, кто начал разрабатывать методику использования рационалистических принципов суждения по аналогии (кийас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов. Он обосновал возможность использования норм обычая (урф) как одного из источников права. Основными источниками права, конечно же, являются Коран и Сунна, так же использовалось согласованное мнение (ал-иджма). Последователей мазхаба называют ханафиййа или ханафиты.

Основатель второго мазхаба — Малик б. Анас Аль-Асбахи (713-795). Этот мазхаб возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке, Андалусии. Последователи мазхаба называются маликиййя или маликиты.

Основатель третьего мазхаба — аш-Шафии, абу Абдаллах Мухаммад б, Идрис (767 — 820), ученик Малика б. Анаса. Этот мазхаб сложился под влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности. Последователи этого мазхаба называются шафиййа или шафииты.

Четвертый мазхаб основал Ахмад б. Ханбал, Абу Абдаллах (780 — 855). Последователи называются Ал-Ханабила иди ханбалиты.

Все основатели мазхабов, в общем, использовали одни и те же источники шариата. Причем у каждого из них основными источниками, конечно же, выступали Коран и Сунна. А второстепенные, такие как иджма (согласованное мнение), ал-кийас (суждение по аналогии), истихсан (предпочтительное мнение), урф (применение обычного права), и др, каждый из них использовал по своему усмотрению. Кто-то большее предпочтение отдавал ал-кийас, кто-то ал-иджма, кто-то широко использовал урф, а кто-то его полностью исключал. Несмотря на это, все четыре мазхаба считаются правильными в равной степени.

Конечно же, все мы знаем, что по некоторым вопросам мазхабы имеют единое мнение, а по некоторым — различное. Почему существуют различные мнения?

Дело в том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в разное время совершал одни и те же религиозные обряды с небольшими отличиями, давал разные советы на один и тот же вопрос, учил людей поступать по-разному в одинаковой ситуации. Но все, что касалось основного и важного, было единым и неизменным; все примеры пророка (мир ему и благословение), советы и наставления были правильными во всех случаях.

Вот так, на основе схожести и отличий, ученые ислама всё собрали и систематизировали правовые школы.

Мусульманин абсолютно свободен в выборе мазхаба и может по своему желанию придерживаться любого из них. Все мазхабы имеют единое мнение во всех вопросах акиды (вероубеждения), никто из основателей мазхабов не говорил, что правильным является только его мазхаб и никто из них не призывал следовать только его мнению.

В заключение хочется сказать, что мусульмане навсегда должны быть благодарны тем людям, которые посвятили свою жизнь глубокому изучению Корана и Сунны и облегчили организацию повседневной жизни каждого мусульманина в соответствии с требованиями Шариата.

Однако, некоторые люди намеренно или невольно возвышают один мазхаб над другим, что играет на руку тем, кто хочет внести расстройство в ряды мусульман. Но мазхабы существуют не для того, чтобы быть предметом раскола мусульман. Множество мнений — это милость Аллаха (Свят Он и Велик).

Итак, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Все мазхабы верны.

2. Все мазхабы представляют собой иджтихад («усердствование, большое старание») — деятельность ученого в изучении и решении вопросов правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых им при этом исследовании, а также степень авторитетности самого ученого (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании правовых источников.

3. Каждый мусульманин, если не достиг уровня муджтахида, является мукаллитом.

4. Каждый имеет право сам выбирать и менять мазхаб, если он нашел для себя веские аргументы.

5. Использовать мазхаб в целях поднятия фитны — харам.

6. Нельзя обвинять человека в том, что он придерживается другого мазхаба.

Ислям ГИМАДУТИН