Причины радикализации и возможные пути ее предотвращения

Доклад имама мечети г.Владикавказа, заместителя муфтия Осетии Гамзатова Р. на конференции «Взаимодействие общественных, религиозных и государственных структур основа профилактики экстремизма и радикализма». Владикавказ. 5 февраля 2014 г.

    С именем Аллаха, мир и благословение его Пророку, а затем:

    Очень часто в наше время приходится слышать такие слова, как: радикалы, радикализм, крайние взгляды, неумеренность, чрезмерность и так далее. Поэтому прежде чем говорить о причинах радикализации и ее предотвращении, о чем, собственно, тема моего доклада, мне бы хотелось сказать о том, как понимается это слово в значении Шариата, и вообще встречается ли оно в священных текстах Корана и Сунны.

Радикализм в арабском языке обозначается словом «гъулюу», — чрезмерность, что означает «превышение границы», «выход за рамки», «чрезмерное восхваление или порицание». Удивительна схожесть этого значения с французским и латинским языком, к корням которого возвращается значение слова «экстремизм» в русском языке. Экстремизм от французского  exstremizme,  и от латинского exstremus означает — крайний. Применяется этот термин к людям, приверженным крайним взглядам, и в особенности мерам, к которым можно отнести беспорядки, террористические акты, нежелание вести диалог и т.д.

    Если же говорить о языке Шариата, то под этим словом понимается: Преступление пределов, установленных Аллахом для верующих, как в области убеждений, так же и в поклонении. Или другими словами: Быть жестким в религии и превышать меру в чрезмерном следовании. Исходя из этого определения, проявлять чрезмерность в религии запрещается; более того, религия не имеет отношения к проявлениям экстремизма.

Запрет на экстремизм в текстах Корана и Сунны.

Понятие чрезмерности в религии выражается в исламской науке несколькими словами и выражениями:

1. «Гъулюу» – чрезмерность. Это слово в арабском языке означает выход за рамки чего-либо и превышение границ, как было сказано.

2. «Татарруф» – отклонение. В арабском языке это означает склонение в одну сторону, выход в сторону, неумеренность.

3. «Танатту’» – углубление. В арабском языке передает значение чрезмерного углубления в делах и в словах.

4. «Ташаддуд» – жесткость. В арабском языке означает чрезмерную жесткость.

5. «’Унф» – принуждение. Означает проявление грубости, использование силы.

Наиболее распространенным из этих слов является слово «гъулюу». Так, например, Всевышний Аллах говорит в Коране: «Скажи: “О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути”» (аль-Маида 5: 77).

Также Всевышний Аллах сказал: «О люди Писания! Не проявляйте излишества в вашей религии и говорите об Аллахе только правду! Мессия ‘Иса, сын Марьям, является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям, и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников…» (ан-Ниса 4: 171).

Таким образом, Всевышний Аллах предостерегал от излишества иудеев и христиан. Но в этом предостережение и последователям Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), чтобы они не уподоблялись им. Всевышний Аллах предостерег их также словами: «И не преступайте границ дозволенного, ибо Он видит то, что вы совершаете!» (Худ 11: 112).

 

Излишество в религии   путь, ведущий к погибели.

 

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас, погубило излишество в религии!» ( ан-Насаи). Слова «остерегайтесь излишеств в религии» являются обобщенными и включают в себя все виды излишества, будь то в убеждениях или делах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал это по той причине, что этого ему было велено придерживаться, и что необходимо проявлять умеренность в делах. И самые лучшие дела – это серединные!

В словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «…тех, кто жил до вас,  погубило излишество в религии!», говорится о не позволительности этой общине подражать им, чтобы не постигло их то, что постигло прежние общины.

От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, повторив свои слова трижды: «Погибли проявляющие чрезмерность!» (Муслим).

Имам ан-Науауи (да помилует его Аллах), сказал: “Т.е. впавшие в излишество и преступившие границы в своих словах и делах”. (См. “Шарх Сахих Муслим” 16/220).

Также ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: “Речь идет о тех, кто проявляет строгость в тех случаях, когда это неуместно”. (См. “Рияд ас-салихин” 106).

Шейх Сыддикъ Хасан Хан, да помилует его Аллах, сказал: “Этот хадис касается любой вещи, которая содержит в себе чрезмерность, будь это в поклонении, или во взаимоотношениях, или же обычаях. И также нет разницы, касается все это внешних деяний, внутренних  убеждений или поступков. И если истина в отношении чего-либо установлена в Коране и Сунне, а нечто противоречит им, то это также имеет отношение к этому хадису, и совершающий подобное подвергается гибели! И именование крайности, излишества и чрезмерности «гибелью» указывает на то, что это запрещено категоричным запретом. А чрезмерность и излишество во всем  влекут гибель для поступающего таким образом!” (См. “Сирадж аль-уаххадж” 10/198).

Передается от Абдуллах ибн Амра (да будет доволен им Аллах), что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха), узнал, что он каждый день держит пост, а затем целую ночь молится, ослабляет, таким образом, свой организм и не уделяет внимания своей жене, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не поступай так, держи пост, и принимай пищу, молись и спи; воистину, твое тело имеет свои права и твои глаза имеют свои права, и воистину, твоя жена тоже имеет свои права” (Аль-Бухари). Согласно этому хадису, надо соблюдать права и обязанности, возложенные на тебя, не переходя в крайность в одних делах, чтобы не было упущения в других.

 

 

Ислам — религия середины.

 

    Воистину, Ислам – это религия середины, лишенная крайностей. Отсутствие упущений и умеренность, не переходящая в чрезмерность, и есть прямой путь, по которому завещали следовать Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (аль-Бакъара 2: 143). В этих словах Всевышнего повеление, прежде всего, а также констатация факта, что мусульмане — это община умеренности и сбалансированной середины. Быть мусульманином — значит быть носителем принципа васатыйя (умеренность), и это даже не обсуждается, ибо Аллах сам сделал мусульман такой общиной. Более того, мусульмане будут свидетелями в Судный день о людях, согласно этим словам Всевышнего, а свидетель должен быть беспристрастным и свидетельствовать только по справедливости. Соответственно, всякая крайность и неумеренность в широком смысле никак не может быть присуща Исламу и истинным мусульманам. Отсюда мы понимаем ошибочность такого утверждения, как «исламский экстремизм», поскольку Ислам — это истина и середина между халатными упущениями и чрезмерностью, а экстремизм — это превышение велений, установленных Аллахом в Шариате, и преступление установленных границ, которое запрещено. Всевышний Аллах сказал: «Вкушайте блага, которыми Мы наделили вас, но не преступайте посредством их границы дозволенного, а не то на вас падет Мой гнев» (Та-ха 20:81). На то, что проявляющий крайность не имеет отношения к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), указывает следующий хадис. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что трое мужчин подошли к домам супруг Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и начали интересоваться тем, как поклоняется Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Когда им рассказали о том, как он поклоняется, они сочли это недостаточным для себя и сказали:
«Куда нам до Пророка, мир ему и благословение Аллаха?! Аллах простил ему все предыдущие и будущие прегрешения». Затем один из них сказал:
«Отныне я буду молиться все ночи напролет». Второй сказал:
«А я буду поститься всю жизнь и не стану прерывать пост». А третий сказал:
«Я же откажусь от женщин и никогда не женюсь». Тут к ним подошел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал:
«Это вы сказали такие-то слова? Клянусь Аллахом, я являюсь самым богобоязненным и благочестивым среди вас! Однако я соблюдаю пост и разговляюсь, молюсь и сплю, а также женюсь на женщинах. А всякий, кто не желает следовать моим путем, не имеет ко мне никакого отношения».
(аль-Бухари и Муслим).

О том, кто такие хариджиты.

 

Прежде чем говорить о причинах радикализации, мне бы хотелось немного вернуться к истории возникновения одной из радикальных сект, относящих себя к Исламу, поскольку это поможет нам провести аналогию с некоторыми современными проявлениями крайностей среди мусульман. Эта секта именуется хариджитами, они привнесли в Ислам первое религиозное новшество. Со временем эта секта обрела свое учение, основы и правила. Люди, опирающиеся на её основы, были во все времена, есть они и по сей день. Но больше, к сожалению, среди мусульман сегодня таких, которые уподобляются хариджитам в отдельных взглядах и позициях, что не позволяет ученым выносить о них суждение, как о хариджитах. А правильным остается указывать на отклонения и предостерегать от них мусульман.

О появлении хариджитов было упомянуто в хадисах и это событие, как отмечают ученые, ознаменовало собой новый период в жизни исламской общины – период смуты и раскола. Они стали первыми, кто начал обвинять мусульман в неверии за совершение грехов, утверждая, что за большие грехи мусульманин пребудет вечно в Аду. Тех же, кто был не согласен с их взглядами, они также объявляли неверными, считая дозволенным для себя покушаться на их жизнь и имущество. Нам передал Муслим, со слов Джабира Ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Некий мужчина пришёл к Посланнику Аллаха, когда он находился в Джуране. Он шёл из Хунайна. В одежде Биляля было серебро и Посланник Аллаха брал его и давал людям. Тот сказал: «Мухаммад, будь справедлив!» Он ответил: «Горе тебе! Кто же тогда исполнит справедливость, если не буду справедлив я? Я пропал и всё потерял, если я не был справедлив!». Тогда Умар Ибн Аль-Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха, позволь мне убить этого лицемера!». Он ответил: «Да избавит Аллах! Чтобы люди еще и говорили о том, что Мухаммад убивает своих спутников!? Ведь этот и его спутники читают Коран. Он звучит только у них в глотках, они вылетают подобно стреле из лука». В другой версии Муслима этого хадиса сказано: «Истинно, из его потомства выйдут люди, которые будут читать Коран, но не более, чем своими глотками. Они будут убивать мусульман, оставляя идолопоклонников, они вылетают из религии, словно стрела, из лука». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил: «Поистине, появится среди вас народ, который будет настолько усердным в поклонении, что удивит людей и даже самих себя. Но они вылетят из религии так же, как стрела вылетает из лука!». Хадис достоверный. (См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 4/519). ‘Али ибн Абу Талиб рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: «В последние времена появятся люди молодые в годах и бестолковые в умах, которые станут произносить слова лучшего из созданий (Пророка), однако они выйдут из Ислама подобно стреле,  выпущенной из лука. Вера этих людей не пройдет выше их глоток, а поэтому, где бы вы их ни встретили, убивайте их,[1] ибо поистине, убивший их в День воскрешения получит за это награду». (аль-БухарииМуслим). Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о хариджитах: «Они будут читать Коран, полагая, что он за них, тогда как он будет против них!» (Муслим).

Когда Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) пришел для проведения переговоров с хариджитами, отколовшимися от  ‘Али, некоторые из них стали выкрикивать: “Не разговаривайте с ним!”, и тогда встал Ибн аль-Каууа, который на тот момент еще был хариджитом, и обратился к людям, предостерегая их от Ибн ‘Аббаса, со словами: “О последователи Корана! Поистине, если кто-либо из вас и не знает этого Ибн ‘Аббаса, то я знаю его, это о его народе Аллах сказал: «Они являются людьми препирающимися» (аз-Зухруф 43: 58). Пусть возвращается к своему хозяину (‘Али), вы же не отходите от Книги Аллаха!” (Ахмад и аль-Хаким). Когда Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) по повелению ‘Али прибыл для переговоров с хариджитами, первыми словами, которые он сказал им, были: “Я пришел к вам от сподвижников Пророка  – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (‘Али). Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!”[2] (Ахмад и аль-Хаким).

Имам аль-Аджурри говорил: «Среди ученых первого и последующих поколений не было разногласия в том, что хариджиты являются худшими людьми, ослушавшимися Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И все их многочисленные посты, молитвы и усердное поклонение не принесут им никакой пользы. И даже их открытое побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого не поможет им, поскольку они толкуют Коран в соответствии со своими страстями! Предостерегали нас от них Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), и праведные халифы и сподвижники, а также те, кто последовал за ними!» (См. “аш-Шариа” 1/21).

 

Причины экстремизма.

    После небольшого вступления, разъясняющего нам сущность экстремизма и отношение Ислама к его проявлениям, нам можно поговорить о причинах возникновения этого явления. Я остановлюсь на наиболее основных из них и с Аллахом успех!

 

1. Искаженное понимание Ислама.                                       

         Это, на мой взгляд, самая главная причина, толкающая человека в крайность. Многие из тех, кто бывает поражен этой болезнью, не имеют правильных знаний об Исламе. Ведь если мусульманин будет знать, что его религия, — это религия умеренности и справедливости, что религия учит быть милостивым и нести добро людям, это, вне сомнений, удержит его от проявлений экстремизма в любых его формах. Незнание и невежество это причина всех болезней и отклонений. Ислам побуждает обретать полезные знания и не быть буквалистом, как это было свойственно хариджитам, а понимать священные тексты так, как их понимали общепризнанные имамы и ученые мусульман. По причине незнания невежественный мусульманин берет на себя храбрость говорить о религии без знаний и выносить суждения и религиозные постановления. По причине незнания невежественный мусульманин перенимает знания о религии от кого попало, не делая различий между компетентным человеком и дилетантом. По причине незнания он с легкостью слепо принимает взгляды, которые ему подходят, и слепо спешит  применять их на практике. Такие люди представляют собой опасность не только для общества в целом, но и для самих мусульман, поскольку своим фанатизмом искажают истинный образ мусульманина, в результате чего у не мусульман создается ложное представление об Исламе. Уважаемые братья и сестры, отсутствие понимания в религии порождает в сердце обольщенность и уводит человека с пути середины и справедливости, а это и есть экстремизм!

2. Отдаленность от ученых, знающих Коран и Сунну людей.

         Ученые люди являются наследниками Пророков, мир им и благословение Аллаха. Они являются хранителями и носителями знаний, ниспосланных Аллахом для руководства людям. Они лучше всех знают дозволенное и запрещенное, они  — передатчики знаний и единственный источник правильного их черпания. Они те, кого повелел нам спрашивать Всевышний Аллах: «Спрашивайте людей знания, если вы сами не знаете» (ан-Нахль 16:43).Если же мы потребуем источник, на который ссылаются попавшие в крайность, то найдем, что это неизвестные люди, ошибки ученых, страницы интернета, непроверенные книги  или такие же невежды, выставляющие себя учеными, но не получившие полного шариатского образования и, что не менее важно, воспитания. Во всех этих источниках попавшие в крайность находят себе то, что подходит их страстям. Поэтому мы находим, что большинство этих людей позволяет себе злословить и занижать степень истинных и больших ученых, потому что ученые раскрывают их сущность, предостерегают от них и разъясняют людям их отклонения и то нечестие, которое они творят на земле. По сути же, обсуждая и принижая ученых, они отдаляются не от них, как таковых, а от источника правильных и достоверных знаний! Мы же находим в завещаниях праведных предшественников наставления перенимать знания только из уст знающих людей и даже не из их книг. Поскольку в текстах Корана, Сунны, а также в трудах ученых имеется масса высказываний, которые можно понять неправильно, и недостаток не в том, кто сказал, а в том, кто неправильно понял.  Мухаммад ибн Сирин (да помилует его Аллах), говорил: «Поистине это знание является религией, так смотрите же, от кого вы перенимаете себе религию». Ас-Сафари (да помилует его Аллах), говорил: «И поэтому ученые сказали: «Не бери знание у человека, выучившегося по книгам, и у человека, изучившего Коран по мусхафу».

3.       Отсутствие семейного воспитания.

            Я думаю не секрет для вас, что эмоциональные условия, в которых подрастает ребенок, очень сильно влияют на формирование его личности в будущем. От того, как к нему относятся родители, в каких условиях он живет, как в него закладывают первые кирпичики будущего строения, во многом зависит его будущее, ведь этим обретается основа его будущего отношения к отдельным людям и обществу в целом. Семья — это колыбель духовного рождения человека, это основа основ, из родительского дома человек попадает в общество. В семье человек начинает учиться, обретает первоначальный нрав, и если семья благополучная, она учит ребенка таким понятиям, как любовь, уважение, согласие, взаимовыручка, ответственность, честность, понимание, стремление учиться и быть полезным и многому другому. Поэтому с точки зрения Ислама, благополучная семья — это личная крепость для каждого индивида. Семья — это частица общества, состояние которого говорит о состоянии семей. Неблагонадежные семьи — это беспорядок в обществе, а это в совокупности служит причиной возникновения крайностей и разных форм радикализма. И практика показывает, что молодые люди, оставленные без воспитания и образования, выросшие в неблагополучных семьях и предоставленные самим себе, чаще всего бывают заложниками разного рода отклонений и крайностей.

4. Разрыв молодого поколения со старшим.

          Говоря об этой причине, я хотел сказать о нечто большем, чем почтение и уважительное отношение к старшим. Поскольку уважение к старшему — это общепринятое проявление благого нрава. Дело в том, что в языке Шариата слово старший (кабир – буквально «большой») имеет более глубокое значение, нежели просто превосходящий тебя по возрасту. Это, прежде всего, достигший зрелости, обладающий знаниями, авторитетом, мудростью и жизненным опытом человек, слова которого не расходятся с делами. Молодому поколению следует обращаться к таким людям по всем волнующим их вопросам и принимать их советы, отдавая предпочтение их мнению над своим. Молодежь будет пребывать во благе и благополучии до тех пор, пока будет поступать таким образом! Дело в том, что ум молодого человека не созрел, ему свойственна чрезмерная ревность, горячность, поспешность, неразумность, максимализм и желание изменить весь мир. Что же касается авторитетных старших, великих своим духом, то их отличает мудрость, приобретенные знания, жизненный опыт и дальновидность. Они выше услад молодости и свойственной ей поспешности, пылкости и необдуманности; ими не овладевает страсть и желания и шайтан не может их заставить ошибиться так же легко, как он толкает к этому в молодости. С возрастом приходит серьезность, величавость и почтение. К большому сожалению сегодня молодежи, не хватает таких старших, которые бы являли собой авторитет. Не удовлетворенная нужда в старших, готовых отвечать растущим потребностям молодежи, служит одной из основных причин бунтарского поведения молодых людей, и это свойственно не только мусульманской части общества!  Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Одним из признаков приближения Последнего часа будет то, что (люди) станут обращаться за знаниями к малым» (Сахих аль-джами).

5.       Совокупность разного рода факторов.

            Прежде чем подробно говорить об этой причине, я бы хотел задать вопрос: крайность — это естественное явление или возникающее, как ответ на внутренние или внешние факторы, которые толкают на нее человека? По моему глубокому убеждению, это происходит под влиянием факторов. Внутренние факторы — это душевное состояние человека, а внешние — это влияние окружающей действительности. Исходя из этого, крайность это не самостоятельный поступок, а ответная реакция на факторы, влияющие на подсознание. Экстремизм   это ответная реакция на неправильный поступок как таковой. Либо он неправильный, в ошибочном понимании пошедшего на крайность. Человек, возразивший Пророку (мир ему и благословение Аллаха), сделал это, полагая, что он был не справедлив в дележке. Хариджиты, выступившие против Али (да будет доволен им Аллах), сделали это, полагая, что Али был не прав, когда согласился на третейских судей.  Более того, сам факт возникновения течения хариджитов в смутные времена говорит о том, что экстремизм рождается под воздействием факторов и имеет прямую связь с обществом, в котором возникает это явление. Если говорить о внешних факторах, способствующих проявлению экстремизма в среде мусульман, то часть их следующая:

а) отказ большого количества мусульман от своей религии, проявившимся либо вообще выходом из Ислама, либо оставлением сунны и следованием нововведениям, что послужило причиной разногласий и разделения среди мусульман. Отказ от религии также привел к распространению мерзостей, прославлению чуждых мусульманам ценностей, совершению ими грехов и ослушания. Отсутствие богобоязненности и призыва к одобряемому пробуждает в молодежи ревность за религию и толкает ее на противостояние этому явлению без знаний и мудрости;

б) распространение несправедливости во всех ее видах и формах;

В) пропаганда против религии, против платка, бороды, литературы, строительства мечетей, пробуждает в мусульманине чувство отчужденности, что, несомненно, влияет на его моральный и душевный настрой;

г) применение излишней жесткости к мусульманам. Вне сомнений, одна из важнейших причин экстремизма, на которой выросла идеология противостояния власти, и ответ на силу – силой;

д) некомпетентное вмешательство не мусульман во внутренние исламские дела. Сюда можно отнести расставление приоритетов,  анализ и советы горе-специалистов и исламоведов, поддержка одних и ограничение других, и многое другое;

е) появление молодых проповедников, не имеющих комплексных знаний Шариата, которые взялись учить мусульман, вынося постановления без знаний и понимания религии. Большая их часть обольщена собой, не обращается к ученым, более того, обвиняет их в трусости, лицемерии и продажничестве. Подобными резкими высказываниями они пробуждают и без того ревностно настроенную молодежь, толкая ее на всевозможные крайности;

ж) неправильная работа, направленная на исправление проявлений экстремизма. Немудрое, необоснованное и несправедливое опровержение заблуждений попавшего в крайность человека только прибавит ему упорства в заблуждении. Лечение этой проблемы в Исламе должно исходить от компетентных людей и не выходить за рамки Шариата. Порой бывает так, что сам опровергающий крайность уходит в другую крайность, а это в решении проблем не поможет, более того, усугубит их. Сюда можно отнести и неумелую работу с молодежью, нежелание её выслушать и подобное этому.

 

Эти и схожие с ними факторы по отдельности и в совокупности способствуют  появлению среди мусульман хариджитов или свойственных им крайностей, в любое время, в любом месте и любом обществе. Усугубляет положение несвоевременное разъяснение учеными людьми этих отклонений.

Это то, что было облегчено, а Аллаху обо всем ведомо лучше!

 

Пути предотвращения.

 

     Говоря о путях предотвращения радикализации, важно указать на то, что главную роль на этом поприще должны играть люди, истинно знающие Коран и Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Чтобы они лечили от этой болезни на основе знаний, мудростью и благим увещеванием. Если мы проведем аналогию с первыми хариджитами и попавшими в крайность нашими современниками, то найдем, что их объединяют следующие признаки и качества:

 

1.    Отсутствие истинных знаний и правильного понимания Ислама.

2.       Отдаленность от ученых и нежелание их слушать.

3.       Обольщенность собой.

4.       Молодость и отсутствие жизненного опыта.

5.       Чрезмерное поклонение и чрезмерно ревностное отношение к происходящему.

6.       Отсутствие терпения и мудрости в призыве.

7.       Приобретение знаний из недостоверных и не заслуживающих доверия источников.

 

      Поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что лечение проявлений экстремизма — в распространении правильного понимания Ислама в рядах мусульман. В возвеличивании знающих людей и их роли в обществе. В воспитании молодежи на любви к знаниям и знающим людям. В воспитании молодежи на уважении и любви к старшим. В воспитании молодежи на возвеличивании и почтении к родителям. В предостережении от слепого следования за кем бы то ни было, а возвращении к текстам Корана и Сунны. В возвеличивании первого поколения мусульман, чтобы с них брали пример и возвращались к их пониманию религии. Молодежи необходимо внушать, что люди все вместе несут ответственность за мир и порядок на их общей земле. Что человек наместник Бога, и он призван творить благое и быть распространителем добра и благочестия, где бы он ни проживал.

     Немало важным является проведение на эту тему конференций и семинаров. Мусульман необходимо обучать умеренности во всех делах, в том числе и ревностном отношении к происходящему. Важно знать и изучать истории крайних течений или исламских движений, дабы избежать повторения ошибок. 

 

 

В заключение прошу Великого Аллаха, чтобы он сделал этот скромный труд полезным для Ислама и мусульман, и Ему обо всем ведомо лучше!

 

 


[1] Веление Пророка (мир ему и благословение Аллаха) убивать хариджитов относится не к каждому, а к правителям мусульман. Имам аль-Бухари назвал в своем “Сахихе” главу следующим образом: «Об убийстве хариджитов после предоставления им довода», и привел следующий аят: «Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться»(ат-Тауба 9: 115). См. также «‘Умдатуль-къари» 19/369.

[2] Также в этих словах Ибн ‘Аббаса указание на важность понимания религии именно таким образом, каким понимали ее сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха).