Доклад Муфтия Гацалова по профилактике экстремизма

Мы одна республика и одно общество. Имеющиеся проблемы, какими бы узконаправленными они не были, касаются всех. И решать эти проблемы мы должны вместе, конечно специфика требует профессионалов, но общество при этом должно быть единым.  Это аксиома, но, тем не менее, действия наши по многим общим проблемам разрознены, повторяются или дублируются. Нет общего направления, в котором бы фокусировались усилия всех институтов, что придало бы действиям отдельных  общественных  организаций систему и регулярность. Как наглядный пример, тема, которой посвящена наша конференция.

alt 
        
Регулярно мелькает в прессе информация о проведении «круглых столов», собраний, встреч с молодежью на тему «экстремизма и радикализма», в большинстве случаев имеется в  виду религиозная основа этих проблем, но нас не приглашают. Иногда вызывает удивление состав организаторов этих мероприятий, и так называемых «экспертов». Многие стали специалистами по этой тематике и довольно бодро делают  удивительные заявления. Велика ли отдача от такого дилетантского подхода? Не пора ли объединить усилия всех в один орган, который бы вел системную, грамотную работу и имел бы возможность отслеживать результаты таких бесед. Путем анкетирования, дежурного номера телефона и возможности желающего в любой момент получить компетентную информацию или помощь. На основе реалий сегодняшнего дня  мы не можем говорить о стабилизации ситуации в России и тем более на Кавказе.
Поэтому думается, что создание такого активного, постоянно действующего органа более чем необходимо.

 


Это был бы  рабочий орган, объединяющий в одну группу действия различных обществ и ведомств, помощь  общества в превентивном и профилактическом воздействие на возможную радикализацию той или иной национальной или религиозной группы. Мы должны определить принципы сотрудничества и уйти от стереотипов примитивного понимания религиозной или национальной основы радикализации или экстремизма. Мы же наблюдаем как зачастую, банальную ситуацию, в случае необходимости и при желании, трактуют как радикальную.


        
На федеральном уровне мы видим стратегию власти, понимаем ее и вполне воспринимаем.  Мы видим ее действия и конкретную помощь. Но по мере погружения в регионы,  конкретно в нашу республику, я не  вижу системы этой помощи, этого сотрудничества, а в некоторых случаях со стороны силовых структур, мы видим прямое противодействие и давление. Я далек от мысли, что они не владеют информацией о положении дел в общинах, думаю лучше, чем кто-либо, но их действия, прямая угроза стабильности и
взаимопонимания.

Давление на Ислам принимает глупые и опасные формы. Делать вид, что ничего не происходит и все само собой рассосется, вариант наиболее худший из всех. Тактика двойных стандартов в отношении религиозных людей и общин пагубна, и несет в себе заряд недоверия и размежевания общества далеко в перспективу. В этой атмосфере живут нынешние поколения,  и растет следующее. Что мы закладываем в души этой молодежи? Недоверие к правоохранительной системе и  нигилизм по отношению ко всему остальному.

Мир стремительно меняется, интернет, социальные сети, владеют умами молодежи  и противодействие этому, только правдивая и не побоюсь этого слова, академическая информация. Молодежь пассионарна, многоречива и всегда авангард любого движения, как позитивного, так и негативного. Она  легко ведома в любую сторону, умелыми действиями как людей знающих и ответственных, так и провокаторов. При формальном походе можно не найти точек взаимопонимания и как итог, не получить желаемой отдачи.


 
Необходимо понять мотивацию и императивы религиозной общины, ее мораль. Никто не имеет намерений брать власть и довлеть над остальным обществом, как это внушается обывателю. Нет. Они хотят жить по канонам своей религии, в рамках закона и на принципах  свободного общества с правами, задекларированными в Конституции РФ.


        
Если я такой недалекий и легкоуправляемый, впрочем, как и вся наша община, то почему вы не стараетесь нами управлять и  сотрудничать с нами. Если кто-то управляет нами на расстоянии тысяч километров и не видно вашего влияния на расстоянии взгляда, то это вопрос к вам. Или это большая, нужная ложь или полная профанация и несостоятельность. Системное нагнетание напряженности приносит свои ядовитые плоды, в сознании молодежи. Второй выброс информации, деньги. В  начале этих слухов я не придавал этому значения, ибо все прозрачно и все, все знают. Но затем пришло понимание, что эта информация не для мусульман, а для остальных. Их, не знающих ситуацию в Совете ДУМ, легко ввести в заблуждение и посеять недоверие к общине. Ложь о мощных финансовых потоках, идущих в ДУМ, впечатляет. Главный поставщик конечно КСА (знали бы они, каким авторитетом обзавелись в глазах нашей силовой системы), кстати, у мусульман к  государству КСА нет такого пеитета. Другой поток, от главы Чеченской Республики. Деньги на закуп жертвенного скота не дают кому-то спать уже два с лишним года. Все четко знают, как был распределен скот, есть протоколы, списки, фото и видеофиксация процесса. Вообще слухи о финансовых потоках не  так просты, как нам кажется. Если есть такие деньги, но их не видно, возникает вопрос  — куда они уходят? Ответ напрашивается – в подполье и на вооружение? Если чего-то нет, но очень хочется, то оно появится, если постараться. Другого обоснования этим направленным слухам, я не нахожу. Недавно возник  третий поток, вернее слух о нем. Это наш серый дом, дают лично Муфтию. Кто  дает конкретно не придумано, или пока не озвучено.  Но зато у меня  появилась надежда, что может быть теперь, и дадут. Почему? Потому, что это надо сделать давно. Мы говорим о профилактике, о идеологии, об отсутствии образованности у прихожан и что все эти элементы необходимой общественной работы, надо учитывать при реализации программы по противодействию «экстремизма и радикализма». А кто конкретно это делает? Имамы. Имамы и члены Совета ДУМ. Они главная сила и опора в стабилизации, в гуманизации, в просвещении и в бытовых проблемах, которые зачастую создают межнациональное и межконфессиональное напряжение. Этим людям надо платить и дать им возможность нормально содержать свои семьи.

Мы их нагружаем, работай, мы их спрашиваем, мы их упрекаем, кто-то их обыскивает, но не помогаем, не финансируем и хотим получить результат. Как? Фонд поддержки исламской культуры, науки  и образования финансирует уставную деятельность ДУМ. Она включает в себя заработную плату сотрудников и налоги, суммы хватает на 9 месяцев. В 2013 году финансирования хватило на 8 месяцев. Ни командировки, ни канцелярские, ни прочие расходы не финансируются. Об имамах нет и речи. Были в течение десяти лет, две попытки платить имамам, но системы не получилось.


Это я для информации, наболело, так скажем. Но, тем не менее, Совет, активы общин работают и приносят пользу обществу. Свежий пример:

а) Уничтожение литературы попавшей в список запрещенной

б) Работа с форумом «Владикавказский джамаат». 


 
 Ситуация внутри общин не везде одинакова и ощущается нехватка грамотных людей. Но рост уровня сознания, понятия общества, морали, растет наглядно. Активность в социальном, общественном аспекте также растет и это прямой результат деятельности имамов, направленный на просвещение прихожан. Молодые люди, о которых мы говорим, что они пассионарны и категоричны, являются носителями многих ценностных систем – религиозного мировоззрения, национальной культуры, морально-нравственной базы, то есть того чем мы их загружаем. И мы должны контролировать, как они будут ими распоряжаться. Не нивелируются ли эти ценности тем недоверием, которое мы сегодня ощущаем, не девальвируются ли они бездушной средой нашего общества, к созданию которой причастны все мы? Все наши действия, конференции, круглые столы, вопросы просвещения, морали направлены в первую очередь в их сторону, в  сторону будущего. Здесь мы все должны выступать в унисон, одной мыслью, одним намерением. Наша цель не только привитие  молодому человеку, морали,  национальной гордости, или создание ему условий для образования. Это частности, это грани будущей здоровой натуры. Наша цель воспитание личности, нравственной и целеустремленной, основой нрава которой, станет патриотизм. Категория, которая отметает все гнилые проявления нашего общества, все аморальные черты, как конкретного человека, так и общества в целом. Иначе все наши действия лицемерие, а бездеятельность в этом направлении просто преступление перед последующими поколениями.

Необходимо  исключить жесткость в деятельности силовых структур, может быть и оправданная в лихие 90-ые, но категорически неприемлемая сейчас и тем более против законопослушных граждан. Это ничего кроме отторжения не приносит. А для верующих это всего лишь испытание. Мы знаем, что: «Во время испытаний человек либо обретает величие, либо обрекает  себя на унижение». При этом угнетатель всегда будет униженным. Для чего я это говорю, для того чтобы мы ушли наконец от таких взаимных претензий и упреков. Надо забыть стереотипы обоюдного невосприятия и все вместе, все институты и властные и общественные, должны начинать создание той конструкции нашего гражданского общества, которая будет сама создавать барьеры для проникновения к нам, разного рода экстремизма. Основа для всего этого, твердая воля и объективизм, при любых ситуациях и возможных проблемах. Доверие, доверие ко всем к нациям, к религиям,  к человеку – начало начал. Его нет и создание этой атмосферы доверия.

[]
Поделиться в социальных сетях