Доклад Имама с.Эльхотово Х.Секинаева

Ислам требует от людей быть грамотной общиной. Истинная суть Ислама состоит не в обрядах, проходящих от поколения к поколению, не в талисманах и заклинаниях, а в соблюдении правил и законов, установленных Мудрой книгой Аллаха и Пречистой сунной Мухаммада (да Благословит Его Аллах и Приветствует).

Изучение наук в Исламе предпочтительнее, чем совершение дополнительных молитв, ибо польза от знаний распространяется, как  на их обладателей, так и на окружающих людей, тогда как дополнительная молитва приносит пользу только тому, кто ее совершает. Осуществление любого вида поклонения нуждается в знаниях, так как знания улучшают качество поклонения. Прекрасно о достоинствах знания сказал имам аш-Шафи’и: «Достаточно знанию достоинства в том, что его приписывает себе даже тот, кто им не обладает, и радуется, когда его приписывают ему. И достаточно позора невежеству, что от него пытается отречься даже тот, кому оно присуще, и гневается, когда его приписывают ему!».

alt 

Знание – это непрерывная цепь. Оно было передано Всевышним Аллахом архангелу Джибрилю, который из уст в уста передал его Пророку(да Благословит Его Аллах и Приветствует).

 


 
Таким же образом это знание Пророк (да Благословит Его Аллах и Приветствует), передал своим сподвижникам, а они в свою очередь передали своим ученикам. И так до наших дней, от учителя к ученику, из уст в уста. 

Стремление к знаниям считается поклонением, приближением к Аллаху, обязанностью каждого мусульманина и усердием на пути Всевышнего. Слово «Читай» в аяте, «Читай во имя Господа, который сотворил…» — это первое слово, ниспосланное Пророку Мухаммаду (да Благословит Его Аллах и Приветствует),  в Божественном откровении, стало призывом Аллаха к образованию и культуре, расширению умственного кругозора путем размышления и глубокого изучения знамений Всевышнего во Вселенной.

Таким образом, первое слово в Коране повышает значимость учения и возвеличивает достоинство пера в следующих аятах: «Читай, ведь твой Господь – Самый Великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал». Слово Господь в арабском языке (роббун) означает воспитатель. В этих аятах Всевышний указывает на то, что Божественный закон ниспослан от Него и что этот закон является воспитанием. И до тех пор, пока источник воспитания будет оставаться божественным, оно будет безупречным и основательным во всех аспектах жизни. Заниматься же этим самым воспитанием Аллах возложил на плечи ученых, сказав в Священном Коране: «Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете». И так же возвысил их над другими, сказав: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание». А так же сказал: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». И это касается не только области религии, но и любой другой области науки, ведущей человека к праведным делам, приносящие ему пользу и благополучие. Ученые являются наследниками пророков, а пророки не оставляли в наследство ни денег, ни богатств, а оставляли знания, а потому повиноваться ученым в исполнении повелений Аллаха становится обязательным для мусульман. Ислам призывает изучать науки и почтительно относиться к ученым и наукам, ибо знания и вера являются основами исламской цивилизации. С тех пор, как взошел свет этой религии в пещере Хира 14 веком тому назад, наука и вера стали неразделимы.

Мусульманин не должен говорить что-либо о религии или делать что-то до тех пор, пока он не узнает об этом все необходимое, ибо совершение дел без знания может принести огромный вред как ему самому, так и другим. Поистине, человек, действующий без знаний подобен блуждающему во мраке. Умар ибн ‘Абдуль-‘Aзиз сказал: «Тот, кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы».

Ученые занимают важное и великое место в Исламе, ибо они те, посредством которых Всевышний Аллах оберегает эту религию, как сказал об этом Посланник Аллаха (да Благословит Его Аллах и Приветствует): «Несут это знание  из каждого поколения справедливые (ученые), которые отгоняют от него искажения преувеличивающих, добавления заблудших и толкования невежд», а имам Ахмад сказал: « Хвала Аллаху, который в каждой эпохе сделал обладающих знанием наследниками посланников, которые призывают заблудших к верному руководству, претерпевая от них страдания. Они оживляют с помощью Книги Аллаха мертвые сердца и с помощью света Аллаха направляют слепцов. И сколько же  сраженных Иблисом (дьяволом) они  оживили, и сколько заблудших они направили на прямой путь! Как же прекрасен их след, который они оставили среди людей и как же отвратителен след людей, который они оставили злословя о них! Они отдаляют от Книги Аллаха искажения излишествующих, необоснованные утверждения заблудших и толкования невежд, вознесших знамя нововведения и освободивших смуту от оков».

Ученые – это те, кто помогает правильно понимать религию. Прекрасно сказал о положении ученых и о том, насколько сильно в них нуждаются люди, ученый аль-Аджурри: «Что вы думаете о дороге в темную ночь, на которой множество опасностей и люди нуждаются в свете, без которого они заблудятся? И Аллах даровал им свет, который указывает им путь, и пошли они по нему в мире и благополучии. Однако затем пришли люди, которые забрали свет и оставили их во мраке. Что вы думаете о них?! Также и ученые среди людей. Большинство людей не знает, как исполнять предписанные им обязанности, не знает, как сторониться запретного, не знает, как поклоняться Аллаху, и они нуждаются в ученых. Когда же ученые умирают, люди начинают блуждать во мраке. Со смертью ученых исчезает знание и начинает распространяться невежество. Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращение, что может быть большим несчастьем, чем их смерть?!». Известный исламский ученый Ибн аль Хъайим в своем известном стихе сказал великие слова: «Невежество – смертельная болезнь, исцеление от которой содержится в Коране и Сунне, и врачом которой является мудрый ученый». Сущностью же экстремизма и экстремистов как раз таки и является невежество в придачу с гордыней, которая не дает им обращаться к знаниям и знающим, ученым людям. И здесь можно привести случай, который произошел во времена  правления четвертого праведного халифа Али ибн абу Талиба. Рассказывает Абдулла ибн Аббас, что когда группа хариджитов (первая секта появившаяся после смерти Пророка, которые отличались враждебностью по отношению к мусульманам, делая дозволенным кровь, честь и имущество мусульман, что в принципе и является самым настоящим экстремизмом) численностью в 6 тысяч человек откололась от Али ибн абу Талиба и поселилась в месте, называемом «Харура» люди не переставали приходить к Али, и говорить» «О повелитель правоверных, люди выступили против тебя!» на что он отвечал: «Оставьте их, ибо я не буду с ними воевать до тех пор, пока  они сами не начнут, и я думаю, что они скоро это сделают». И когда было все в таком положении, ибн Аббас пришел к Али после обеденного намаза и сказал: «Разреши мне, о повелитель правоверных, пойти к этим людям и поговорить  с ними». Али сказал: «Я опасаюсь, что они причинят тебе зло». Ибн аббас сказал: «Я буду проявлять мягкость, и не буду оскорблять никого из них!». После этого Али разрешил ему и сказал: «Но не спорь с ними посредством Корана, а спорь с ними посредством Сунны». Ибн Аббас ответил: «Я знаю Книгу Аллаха лучше них!». Али сказал: «Верно, однако, истолковать Коран можно по — разному». Он пришел к ним после полудня и застал их за обедом. Ибн Аббас рассказывал: «Придя к ним, я увидел людей, усердней которых я никогда не видел в поклонении. Увидев меня, они сказали: «Приветствуем тебя о Ибн Аббас. Что привело тебя к нам? Он сказал: «Я пришел к вам от сподвижников Пророка – макканцев и мединцев, и сына его дяди. Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них! Я передам вам то, что говорят они, и сообщу им о том, что говорите вы». Некоторые из них стали кричать: «Не разговаривайте с ним!», тогда встал Ибн аль-Кауа, который в это время был еще хариджитом, и обратился к людям, предостерегая их от Ибн Аббаса, со словами: «О последователи Корана! Поистине, если кто-либо и не знает этого ибн Аббаса, то я знаю его, это о его народе Аллах сказал: «Они являются людьми перепирающимися» Верните его к его хозяину (Али) и не отходите от Книги Аллаха!». Другие же сказали: «Говори, мы послушаем тебя». И тогда Ибн Аббас  передал им следующие условия Али: «Вы не будите проливать запретную кровь, не будете совершать разбой на дорогах, и не будете притеснять зимий (немусульмане, живущие в мусульманской стране). И если вы совершите, из этого что-либо, то мы пойдем на вас войной».

Дальше Ибн Аббас продолжил: «Мне сообщили, что вы в чем – то упрекаете двоюродного брата посланника Аллаха, который к тому же является мужем его дочери. Он был первым, кто уверовал в Пророка, а вы недовольны им?! Неужели это так?! Они сказали: «Мы очень недовольны им из-за трех вещей». «Каких?» — спросил Ибн Аббас. Они ответили: «Во-первых, он назначил людей судьями в религии Аллаха, тогда как Аллах говорит: «Суд принадлежит только Аллаху». Во-вторых, когда он воевал с Муавией и Айшей, то не брал трофеев и пленных. Если они были неверными, то это было дозволенно, а если же они были верующими, то не дозволенно было ни брать пленных, ни сражаться с ними! В-третьих, он снял с себя титул повелителя правоверных, хотя мусульмане присягнули ему и назначили своим правителем, и если он не повелитель правоверных, то тогда он является повелителем неверных!». Абдулла ибн Аббас сказал: «Есть еще какие-либо вопросы?», Они сказали: «Нет, этого достаточно!» Ибн Аббас сказал: «Если я опровергну ваши взгляды с помощью Книги Аллах и Сунны Пророка, вы откажетесь от своего мнения?!» «Да», — ответили они. Абдулла сказал: «По поводу того, что он назначил людей судьями в религии Аллаха, то ведь Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу во время паломничества. Но если кто из вас убьет ее намеренно, в искупление за это он должен принести в жертву животное, подобное тому которое он убил, по установлению двух справедливых людей среди вас». Всевышний также сказал о разногласиях между мужем и женой: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им». Заклинаю вас Аллахом! Скажите, а разве суд людей относительно того, что касается людской крови, жизни и их примирения не важнее?!» Они сказали: «Конечно же, важнее». Ибн Аббас спросил: «Ну как, с первым делом покончено?» «Да клянемся Аллахом», — ответили они. Абдулла ибн Аббас продолжил: «Вы сказали, что Али сражался, но не брал, ни пленных, ни трофеев, как это делал посланник Аллаха. Неужели же вы хотели взять наложницей вашу мать Айшу и распоряжаться ею, как распоряжаются невольницами?! Если вы скажите «Да», то станете неверными. Если же вы скажите, что Айша не ваша мать, то также впадете в неверие, ибо Всевышний Аллах, хвала Ему, говорит: «Пророк, ближе к верующим, чем они сами к себе, а его жены – их матери». Затем Абдулла сказал: «Ну что, с этим тоже покончено?» «Да, клянемся Аллахом», — ответили они.

Ибн Аббас продолжил: «Вы также сказали, что Али отказался от титула повелителя правоверных. Хочу напомнить, что в день худайбийского перемирия, когда посланник Аллаха хотел в мирном договоре с многобожниками написать: «Мухаммад посланник Аллаха», — язычники возразили: «Если бы мы верили, что ты посланник Аллаха, то не изгоняли бы тебя и не воевали бы с тобой. Напиши: «Мухаммад сын Абдуллы. Посланник Аллаха уступил их требованию, сказав: «Сотри это, о Али, и напиши «Мухаммад сын Абдуллы», а Аллах знает, что я посланник Аллаха».  Ибн Аббас спросил: « Ну как, и с этим покончено?» Они сказали: «Клянемся Аллахом, да». Итогом этой дискуссии стало то, что по милости Аллаха мудрые слова Ибн Аббаса, предоставленные хариджитами, фундаментально повлияли на умы двух тысяч хариджитов в результате чего они покаялись и перешли на сторону Али.

Мы сегодня являемся свидетелями того, что в наши дни отсутствует уважение и должное отношение к ученым, повиновении им во всем том, что не противоречит Слову Всевышнего, и проявлять которое обязали нас Аллах и Его посланник (да Благословит Его Аллах и Приветствует), ибо тем самым мы отдаем должное нашей религии и тому знанию, которым Всевышний наделил ученых. От ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха (да Благословит Его Аллах и Приветствует), сказал: «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, а также не отдает должное тем, кто обладает знанием».

О почитании ученых и правилах поведения с ними было сказано нашими праведными предшественниками много, но мы ограничимся словами ‘Али ибн Абу Талиба, который говорил: «Поистине, ученый имеет право на то, чтобы сначала ты при­ветствовал всех присутствующих, а потом обращался с привет­ствием к нему лично; и сидел напротив него; и не размахивал руками в его присутствии; и не подмигивал, и не задавал ему много вопросов; и не пытался помогать ему давать ответы; и не настаивал, если им овладеет лень, и не обращался к нему снова, если в силу каких-либо причин он будет противиться этому; и не хватал его за одежду, если он встанет; и не выда­вал его тайны; и никого не порочил в его присутствии; и не выискивал его ошибки, а если он ошибется, то принимал бы его оправдания; и чтобы ни в коем случае не говорил ему: “Я слы­шал, как такой-то говорит то-то и то-то”, и не говорил бы: “Такой-то утверждает совсем не то, что говоришь ты”; и не характеризо­вал никого из знающих в его присутствии; и не покидал его сам по причине долгого общения; и не считал для себя унизи­тельным услужить ему, а если ему что-то понадобится, тебе сле­дует сделать это для него, прежде чем это сделают другие. И помни, что знающий подобен пальме, а ты должен до­жидаться, пока не достанется тебе что-нибудь упавшее с нее».

 

 

                                                                                                                 Секинаев Х.

                                                                                                                 Имам с. Эльхотово

[], [], [], [], []
Поделиться в социальных сетях