Убийства имамов — удары по Осетии
Несмотря на явные положительные изменения, произошедшие в североосетинской мусульманской общине за последние 2-3 года, часть республиканского общества и прессы продолжает жить стереотипами четырех-пятилетней давности, распространяя свою настороженность на Ислам в целом и даже религию как таковую. К сожалению, это проявилось и в общественной реакции на убийство неизвестными 16 августа первого заместителя муфтия Северной Осетии, имама Владикавказской мечети, автора, пожалуй, лучшего на сегодняшний день богословского обоснования чуждости и недопустимости радикализма в Исламе Расула Гамзатова. Обеспокоенность подобным положением дел — как, разумеется, и самой недавней трагедией (уже второй после до сих пор не раскрытого убийства 26 декабря 2012 года предыдущего первого заместителя муфтия Ибрагима Дударова) — высказали участники прошедшего 28 августа во Владикавказе совместного заседания Совета Духовного управления мусульман РСО-А и Совета имамов республики.
Открывая обсуждение, муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов отметил, что с 2011-2012 годов ситуация в общине существенно изменилась: ее удалось стабилизировать, поднять уровень исламских знаний, а основными направлениями деятельности имамов стали просвещение и воспитание мусульман. «
Стереотипы, создающиеся вокруг нас, не имеют под собой оснований, — констатировал муфтий. — Наша работа видна, отдача тоже видна». Только за последние месяцы сделано немало. Мусульмане оказали большую гуманитарную помощь беженцам с Украины, размещаемым в республике. Они единственные, кто поддерживает беженцев из Сирии, ранее также нашедших приют в Северной Осетии (об этом уже под конец мероприятия рассказал заместитель председателя парламента РСО-А Станислав Кесаев). Участие представителей общины в конференциях, молодежных лагерях и прочих публичных акциях не только не остается незамеченным, но вызывает волну благодарностей. Статьи и интервью муфтия по ключевым вопросам общественно-политической жизни страны и мира широко обсуждаются, становятся событиями.
Целенаправленность и организованность этой деструктивной работы не вызывает сомнений. В одном ряду с подобными измышлениями, призванными бросить тень радикализма на владикавказскую общину, стоит и появление на YouTube в последних числах августа ролика (в настоящее время он удален администрацией ресурса) некоего Данила Тедеева, призывающего «мстить мусульманам за Беслан». Провокационность таких призывов, в особенности в преддверие десятилетней годовщины бесланской трагедии, очевидна. Важно выяснить, кто за этим стоит. Неплохо бы взять на заметку и тех, кто не постеснялся оставить оскорбительные, исламо- и религиофобские комментарии даже по столь страшному поводу, как убийство владикавказского имама (этим возмущались многие участники собрания).
Наличествует и «внешний фактор». На пятничный намаз в суннитскую мечеть Владикавказа собирается до тысячи верующих, около половины которых не являются членами общины (это жители соседних мусульманских республик — Дагестана, Ингушетии, Чечни и других — приехавшие в город на базар, заработки или с иными целями). «Возможно, кому-то из них не нравится спокойствие в нашей общине», — отметил муфтий Гацалов, указав, что контролировать и, тем более, нести ответственность за поведение случайных людей местные мусульмане не в состоянии. Посторонние могут быть носителями радикальных идей или просто провокаторами. Правоохранительным органам следовало бы уделять этому особое внимание.
Отсутствие результатов в расследовании убийства Ибрагима Дударова, ненаказание виновных в этом преступлении породило предпосылки для убийства Расула Гамзатова, считает муфтий Гацалов. «Это чистый криминал, — резюмировал он. — Обоих убили за религию, за знания, за то, что они творили добро». Эту точку зрения разделяли многие собравшиеся. «Если перебьют людей знающих, на их место придут невежественные, у нас появится радикализм», — предостерег бесланский имам Сослан Борадзов. Он же призвал к взаимодействию правоохранителей с имамами — пока первые предпочитают ограничиваться проведением у последних обысков, в ходе которых не находят ничего оправдывающего столь грубые методы.
К скорейшему расследованию убийств Дударова и Гамзатова призвал председатель общественного совета мусульман Владикавказа Нурбек Лутфи. «Мы — общественная организация, что мы можем сделать? — задался он риторическим вопросом. — С оружием в руках идти искать этих людей? На следующий день нас всех посадят».
При этом, как хорошо показал в своем выступлении директор Института истории и археологии РСО-А Руслан Бзаров, трагические инциденты имеют не только республиканский, но и общероссийский и, шире, глобальный контекст. Напомнив, что осетинский народ справлялся со всеми испытаниями, которые посылала ему История, он выразил уверенность, что так будет и впредь. В то же время осетинское общество является частью российского, европейского и так далее, а значит, не свободно от присущих им болезней, проявлением которых являются возмутительные комментарии, считает историк. «Осетия — это Коста (Хетагуров, великий осетинский поэт и общественный деятель. -прим.), а не какие-то обыватели, что бы они не рассказывали», — напомнил он.
Убийства имамов Расула и Ибрагима — удары по Осетии, а не по мусульманам, убежден Руслан Бзаров, стоящие «в общем ряду ударов, которые мы испытываем уже тридцать лет» (соглашаясь с ходом мысли ученого, все же нельзя не отметить, что истребляются именно молодые и образованные исламские богословы — по всей видимости, именно потому, что выход североосетинского ислама на новый уровень, в том числе в сфере борьбы с радикализмом, не устраивает силы, намеренные взорвать не только Осетию, но и весь Кавказ). «Они были лучше — образованнее, благороднее, даже тон их речи, не говоря уже о содержании, вызывал уважение, — сказал историк. — Осетии не было и не будет без Ислама, как не было и не будет без других мировых религий. Осетинский народ давно выбрал баланс между ними. Осетию хотят уничтожить, разрушив его. Ничего не выйдет!». Бзаров также указал на радикализацию мусульман как очевидную тактическую цель убийц и предложил задуматься о системе контроля над ходом следствия по резонансным делам, а также обеспечении безопасности имамов и муфтия. Все поддержали эти предложения.
Под конец заседания Хаджимурат Гацалов объявил, что мусульманская община готова заплатить за информацию по убийствам Дударова и Гамзатова полмиллиона рублей. Возможно, крупная сумма освежит память невольным свидетелям происшедшего, пока не решившимся помочь следствию. «То, что сделали Ибрагим и Расул, не пройдет бесследно, — заключил муфтий Гацалов. — Они посеяли зерна в сердца молодых людей». Долг живущих — продолжить их дело.