Речь Муфтия Гацалова на Съезде мусульман Осетии 16.03.2016 г.

 

БисмиЛляхи рРахмани рРахим

Уассаляту уа ссаляму аля саййидина Мухаммад уа алихи уа асхабихи аджмаин.

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракуту.

Уа бон хорз, зынаргъ æмбæлттæ! Мир всем, кто в этом зале, мир всем нашим домам, всем добрым людям.

Проведя несколько отчетных собраний в наших общинах перед Съездом, получили следующее предложение. Так как члены Совета Духовного управления, муфтий, члены общин, активы, председатели общин и имамы – участники этой работы, не отчитываться в академическом формате. А проанализировать прошедшее, поговорить о годах, которые мы прожили вместе — о  событиях, которые произошли в это время, и о перспективе и планах, которые мы наметили для себя. Пять лет – это очень большой срок, очень громадный срок. В эти пять лет спрессовалось столько событий и мероприятий разного характера – и личного, и республиканского, и государственного. Пять лет вместили столько событий, сколько порой не происходило за 10-15 лет. Я лично сам прожил за эти пять лет, срок равный в обычной жизни минимум 10-ти годам. В эти годы вошли и наши усилия по противостоянию вреду инакомыслия, по созданию заслона против радикализма. Заставить человека мыслить иначе – невозможно, надо этого человека убедить, надо привести ему доводы, надо дойти до его сердца, надо сделать так, чтобы он мыслил по-другому, на основе вероубеждения. Иначе все остальное напрасно.

Когда нас спрашивают, почему кто-то ушел в лес, кто-то ушел в ИГИЛ? Из республики их ушло не очень много — мы знаем не больше 10-15-ти человек. Но это тоже проблема. В основном, это люди, которые находились вне сферы нашего влияния, были далеки от общины. Мы отвечаем — не надо бояться строить мечети, ибо те люди, которые приходят в мечети, получают образование, они просвещаются в исламе. Если с ними работают грамотные, квалифицированные имамы, то такого человека очень трудно сбить с пути истинного. Этого человека очень трудно пригласить в ИГИЛ или в другую такого рода радикальную организацию. Мы хотели создать общественно-религиозную конструкцию, чтобы охватить всю нашу молодежь, всех прихожан, которые приходят к нам в мечети. Три года назад в начале тринадцатого года мы создали такую конструкцию, и решили – наконец-то у нас получилось то, к чему мы стремились. Мы создали некую вертикаль, наши имамы создали площадку знаний, мы стали доходить до каждого мусульманина и, казалось, еще день, месяц, год, два и мы будем наблюдать необычайный рост знаний и благого нрава наших мусульман. Но этого не случилось. Пришлось согласиться с тем, что мы были наивными. Это работа рутинная, ежедневная, это работа до самого последнего твоего вздоха, пока ты можешь ходить, пока ты можешь дышать, если ты работаешь на религиозном поприще – или в Духовном управлении, или имамом в общине. Мы уже говорили, на каком опасном фронте борьбы находятся муфтии и имамы. Я вижу, как работают имамы и тот человек, который проработал год, два в Духовном управлении, он многого стоит. Этот человек проходит серьезные испытания. Он понимает, что 24 часа в сутки  нужен людям. Телефоны их никогда не смолкают. Ибо иногда людям необходимо бывает срочно позвонить, посоветоваться – в два часа ночи, в три часа ночи. Какая-то жизненная ситуация сталкивает мусульманина с проблемой, и наши имамы, зная это, никогда не выключают телефоны. Это очень трудно и сложно – жить в таком режиме. Многое сделано, но это не значит, что мы решили весь спектр проблем. Конечно, нет. Проблемы остаются и возникают новые. Меня разочаровал такой момент: среди наших прихожан есть люди, которые шесть-семь лет назад задавали вопросы в отношении Ислама. К сожалению, они и сегодня задают эти же вопросы. То есть человек не может созреть, слова истины до него никак не доходят. Либо у него больное сердце – это образное религиозное выражение – либо у этого человека тяжелый характер,  и он не может постичь нравственную глубину Ислама. Из этой категории людей и выходят те, которые далее совершают поступки, не совместимые с положениями Ислама и дискредитируют религию Всевышнего Аллаха.

Мы говорим, что Ислам – это религия мира, а оно так и есть, но это выражение никак не увязывается с фактами террористических акций. Видно наглядно, что против Ислама развязана большая масштабная программа дискредитации этой религии. Но также очевидно, что против Ислама воюют и сами мусульмане. Недобрые взгляды, которые бросают на мусульман, и недоверие к ним – следствие этой дискредитации. Но в этом есть и вина мусульман. Наш образ жизни, наша духовность, поведение и благой нрав должны каждый день, каждый час показывать – вот он Ислам. Вот она – религия мира. Мы должны стать той общиной, о которой сказано в Коране: «Будьте общиной, которая призывает к одобряемому и порицает порицаемое…». Это обязанность мусульман говорить слово истины и соответствовать этой истине. Этому мы сегодня учим наших ребят, нашу молодежь. Уверен, что наши труды за прошедшие пять лет не пропали даром. Мы увидели качественный рост наших мусульман, благой нрав и стремление к знаниям. Мы помним, какими они пришли в мечеть впервые, как они разговаривали, и как сегодня стоят, потупив взор. Ислам – это религия, которая учит человека милосердию. Религия, которая улучшает его благой нрав. Однажды сподвижники спросили Пророка, салляЛлаху алейхи уа ссалям, кто такой мусульманин, и Пророк, салляЛлаху алейхи уа ссалям, ответил, что это человек, от рук и языка которого в безопасности мусульмане. Он не сказал, что это человек, который совершает пять молитв и платит закат, соблюдающий пост и совершивший хадж. Он ответил, мусульманин – это тот человек, от рук и языка которого мусульмане в безопасности. А верующий человек – тот, которому доверяют свое имущество и свою жизнь. Настолько высока цена мусульманина, верующего человека и настолько же просто быть им – будь обладателем благого нрава. Это самое главное, чему мы должны научиться – совершенству нравственности.

В течение пяти лет каждый год община организует более ста мероприятий разного формата. Есть мероприятия, которые реализуются в мечети, — религиозные, обрядовые, обучающие. Проводятся мероприятия светского формата, познавательные викторины, циклы лекций, конференции и семинары. Наиболее значимые — «Эстафета мира и братства», которую мы инициировали, провели и проводим, и она уже живет своей жизнью, представлена на молодежных площадках соседних республик. Дебют Эстафеты состоялся в Дагестане. Нам предоставили аварский театр, который был битком набит – 1200 человек молодежи. И мы вместе с Кесаевым Станиславом Магометовичем, Хадиковым Сосланом Беслановичем повезли нашу молодежь, 60 человек. В делегацию вошли мусульмане, представители других конфессий, осетины, ингуши, кумыки, татары… – то есть весь срез нашего общества. Мы привезли с собой стенды с портретами известных представителей нашей республики: генералов, героев Советского союза, ученых, олимпийских чемпионов. Молодежь Дагестана плохо знакома с историей Осетии и стенды вызвали неподдельный интерес. Мы три часа общались и отвечали на вопросы. В зале создалась такая атмосфера уважения друг к другу, что все присутствующие остались очень довольны встречей.

Через месяц  мы посетили Чеченскую республику, и нам предложили встречу с Молодежным парламентом Чечни. Ребята сели друг против друга и пошла дискуссия. Я люблю беседовать с молодежью, потому что иногда молодой человек задаст тебе вопрос, в корне меняющий твой стереотип по какой-то проблеме. Ты привык к одному восприятию ситуации, а тебе предлагают посмотреть на эту же ситуацию с другой стороны. Мы, старшие, сидели и наблюдали за общением. Тогда среди молодежи была актуальна тема о джихаде, о войне. Может быть, наши представления о произошедших в Чечне событиях не очень их убеждали, и я предложил: «Вот эти люди прошли джихад, прошли войну, спросите их». На поставленный вопрос ответил муфтий Чечни, он с такой яростью сказал, что такой «джихад»  — это кровь, это ложь, это деньги, кто-то на этом зарабатывал, а наш народ погибал в окопах и горах.

Нам нельзя допустить религиозных и национальных противоречий в республике, пример происходившего на Кавказе кровопролития очень показателен. Поэтому наши усилия направлены на упрочнение гражданской стабильности в Осетии. Эти мероприятия как раз способствуют тому, чтобы до молодых людей доходил смысл, заложенный в Коране и подтвержденный в хадисах.

«Эстафета мира и братства» имеет гибкий формат и позволяет проводить различные мероприятия: и познавательного, и религиозного смысла, и спортивные. Пятый этап Эстафеты вновь провели в Дагестане. Это была очень серьезная, интересная конференция о соответствии кавказских традиций Исламу.

Следующим этапом была Карачаево-Черкесия, медресе в с.Учкекен. Это было очень интересно – наблюдать за ребятами, которые учатся религии. Они нам читали Коран, рассказывали хадисы, очень трогательно за нами ухаживали, когда мы обедали. Прекрасный, незабываемый день, я еще долгое время был под впечатлением общения с детьми, такой хороший был импульс. Это тоже наша молодежь.

Каждый год мы раздаем более 170 тонн риса, муки и сахара нуждающимся людям — бедным, больным, неимущим. Глава Чеченской Республики присылает два раза в год всем соседям с  Северного Кавказа эту помощь, и наши мусульмане в течение двух дней обрабатывают груз и доводят его до конкретных людей по спискам, которые у нас есть. К нам в мечеть приходит много нуждающихся, они не мусульмане. Мы вносим их в список, и по возможности помогаем. Мы каждый год режем большое количество жертвенного скота, в прошлом году мы зарезали 3,5 тыс. баранов и около 500 голов крупного рогатого скота. Часть средств на эти цели приходит от мусульман-осетин, которые живут за границей. И мы за них режем скот и раздаем. В течение двух дней наши ребята обрабатывают большое количество голов, разделывают, разрезают и пакуют в пакеты и развозят  до конкретных людей.  Это огромный труд.

Многое сделано в образовательной системе. Вершина работы – конкурсы чтецов Корана, в этом году участвовало 25 человек. Если семь лет назад Коран знали 1-2 человека, то сегодня 25 человек вышли соревноваться в чтении наизусть. В наших общинах произошел качественный рост знаний. Мы видим на практике, что молодежь, познающую Коран,  очень трудно увести в сторону, трудно заставить делать плохое, трудно  заставить жить по-другому. Это заслуга муфтиев, имамов, людей знающих, председателей общин, заслуга всех людей, которые сидят сейчас здесь, в зале, заслуга исламской общины, исламской Уммы. Мы хотим, чтобы наш мир становился лучше, чтобы наши дети жили в нормальной среде.

Не ложится религия Аллаха на сердце человека, если он не является обладателем доброго нрава. Если он считает себя мусульманином и при этом не воспитан и не уважает старшего, не почитает отца и мать, то этот человек с искаженным пониманием религии. Принимая это во внимание, мы начали проводить с нашими старшими уроки по воспитанию молодежи, по изучению традиционной этики —  ёгъдау. И когда через два месяца вернулись к занятиям по религиозной тематике, то получили резкое изменение поведения. Ребята начали осознавать, что если в сердце нет благого нрава, то нет в нем и религии Аллаха, и ты не видишь в рядом сидящем человеке брата, друга, соседа.

У нас в республике говорят о том, что много ребят учится за границей. Это недостоверная информация. Всего закончило обучение 14 человек, и мы нуждаемся в религиозных кадрах. Думая о воспитании молодежи, в первую очередь, мы должны готовить воспитателей, людей, знающих религию. Чтобы обучить молодых людей, необходимо иметь преподавателей, получивших образование, способных на академической базе донести до них истинный смысл религии. Хотелось бы, чтобы общество это поняло и не боялось отправлять людей учиться. Мы определили для себя несколько учебных заведений,  куда есть возможность отправлять ребят. Медресе и университет в Нальчике, здесь присутствует ректор этого университета. Неплохой исламский институт расположен в Малгобеке. Есть договоренность с Исламским университетом в Москве. Я еще раз вернусь к словам нашего Президента Владимира Владимировича Путина, который сказал: «Пора уйти от стереотипа, что религия отделена от государства, пора наполнить это определение другим смыслом, надо помогать тем людям, которые стоят на переднем крае борьбы, которые обучают людей.».

Если имам вынужден искать работу, чтобы прокормить свою семью, а в свободное время на один час или два приходит в мечеть, то разве это имам? У нас есть люди с высшим богословским образованием, которые не занимаются образованием молодежи в мечети, потому что там нет заработной платы. Алан Урузмагович, это я к Вам сейчас обращаюсь, надо как-то продумать систему оплаты. В соседних республиках этот вопрос решен, мало ли, много ли, но имамам платят деньги. И тогда с ними легче разговаривать, легче находить общий язык. Это, в основном, молодые люди, им надо устраивать свою жизнь, определяться с жильем. Если мы жилье не предоставляем, давайте как-то продумаем, чем помочь. Может быть, решить вопрос выделения земельных участков под застройку. Что-то надо делать  в этом направлении. Иначе мы будем топтаться на этом уровне, и какое-то потрясение, которое мы не выдержим, может разделить нашу общину и дестабилизировать ситуацию. Катаклизмы случаются в любом обществе. Если в нем нет столпов, которые могут удержать ситуацию, то она может выйти из-под контроля. Это серьезный вопрос.

Скажу еще о том, что в эти пять лет вошли и трагические моменты, драматические. Мы потеряли наших братьев – Ибрагима Дударова, Расула Гамзатова. Это были без всякой натяжки лучшие люди нашей общины. Это были люди кроткого нрава и большого сердца, это были люди, которым дано Господом доносить до людей истину. Пророк, салляЛлаху алейхи уа ссалям, сказал: «Люди, как верблюды, чтобы найти одного бегового верблюда, надо пересмотреть сто верблюдов». То же самое среди людей: найти имама, который может донести истину, трудная задача. Не каждый человек, окончивший университет, может стать имамом. А люди, которых мы потеряли – один на тысячу или на десять тысяч. Почему приходится Гацалову опять идти на выборы, где молодежь, которая растет и которая должна занять эти места? Мы их не оберегаем, мы их не охраняем. Мы их теряем, это большая трагедия. Мне кажется, эта проблема как-то решается, последние события показали, что отношение меняется. Мы и в Москве говорили об этой ситуации, и с Бердиевым Исмаилом-хаджи встречались с заместителем председателя полномочного представителя Президента в СКФО, — есть надежда, что это отношение изменится. Я хотел бы, чтобы оно изменилось и в отношении благополучия имамов. Пора обратить внимание на то, как они живут и чем им помочь, я думаю, действуя таким образом, мы намного быстрее оздоровим наше исламское общество.

Хочу заверить высокое собрание людей, сидящих передо мной, в том, что те, кто здесь сидят, и те, кто находится в мечети, особенно их руководители, стоят на прямом пути. Это люди, которые ежедневно, ежечасно занимаются профилактикой радикализма и экстремизма. У нас есть академический труд Расула Гамзатова, рахимахуЛлах, на эту тему. Он ясно и четко проанализировал истоки радикализации и методы борьбы с ней. Наши имамы — люди высокого уровня знаний. Общество должно об этом знать. Имамы общин душой и сердцем болеют за наше общество. Это патриоты нашей республики.

Хочется сказать и о других людях, сидящих в этом в зале. Здесь присутствуют дорогие для меня личности, уважаемые в республике, есть и представители власти, и представители общественности, и мои родственники, мои друзья. Был создан стереотип, что Гацалова притесняют, и Гацалову очень тяжело находить взаимопонимание с властью. Это в корне неверно. С республиканской властью у нас нормальные конструктивные отношения. Здесь сидят представители Министерства юстиции.  С глубочайшим уважением отношусь к их работе, к их взаимоотношениям с нами. Говорю без лишней скромности, одна только работа с Уставами наших общин потребовала 2-3 года. Медея Багратовна и Ирина Александровна провели с нашими ребятами множество лекций по заполнению отчетов, по подготовке уставов. Они очень строгие, закон есть закон, но в то же время мудрые и очень добрые, отзывчивые, спасибо им. Я вижу здесь и представителей Министерства по делам национальностей и много других известных людей, не могу всех перечислять. Благодарю всех за то, что вы делаете для нас. Здесь сидят старейшины, и мы, можем быть,  редко видимся, но, Олег Александрович, я всегда знаю, что вы рядом, что вы в любой момент, по любому моему обращению придете, поможете, словом мудрым, делом или еще как-то по-другому. Я вижу здесь людей из среды профессорско-преподавательского состава и благодарю их за ту помощь, которую они нам оказывают. Приветствую руководителей национально-культурных центров, диаспор. И благодарю от лица мусульман.

Мы хотим, чтобы в нашей республике царили мир и спокойствие. Основа этого спокойствия – искренность между людьми. Если не будет искренности – это формализм, это лицемерие. Хотелось бы, чтобы искренность шла от сердца, и тогда мы будем жить по-другому, несмотря на финансовые проблемы, не взирая на какие-то катаклизмы. Если человек духовно богат, то все остальное вторично. Если же духовно беден, то все остальное тоже не поможет.

Дай Бог всем здоровья! Спасибо. Бузныг!

[], [], [], [], [], []
Поделиться в социальных сетях