Вера в предопределение часть 2
-
Мы считаем, что предопределение Всевышнего Аллаха не может служить оправданием грехов, ибо грешник ослушается Аллаха по собственной воле до того, как он узнаёт, что Всевышний Аллах предопределил это для него. Ведь каждый человек узнаёт о предопределении Аллаха только после того, как некое событие уже имело место. «Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет»1.
Как же может быть приемлемым оправдание тем, о чём человек не знал, совершая проступок, за который теперь оправдывается?! Всевышний Аллах раскрыл несостоятельность всех подобных доводов и сказал: «Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете»2.
Грешнику, который пытается оправдаться предопределением, мы говорим: «Отчего ты не повинуешься Аллаху, чтобы затем сказать, что Всевышний предписал тебе это?» Поистине, человек не ведает о том, что предопределено ему, до того, как совершает это, и в этом плане нет разницы между грехами и благодеяниями. Когда Пророк сообщил своим сподвижникам, что для каждого человека уже приготовлено место либо в раю, либо в аду, они спросили: «А не стоит ли нам положиться на предопределение и прекратить совершать благие дела?» Он же ответил им: «Нет! Совершайте [благие дела], ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан».
Если ты хочешь отправиться в путешествие в Мекку и знаешь, что в неё ведут две дороги, а из достоверных источников тебе известно, что одна из них опасная и сложная, а другая – безопасная и лёгкая, но ты непременно изберёшь второй путь. Ты никогда не последуешь по первому пути, заявляя, что это предписано тебе Аллахом, а если и поступишь таким образом, то люди сочтут тебя безумным.
Если тебе предлагают две должности, одна из которых хорошо оплачивается, и на ней ты не будешь испытывать никаких недостатков, неужели ты выберешь должность, которая хуже этой, сославшись на предопределение?
Когда тебя постигает физическое заболевание, ты стучишься в дверь каждого врача в поисках исцеления и готов перенести боль хирургической операции и горечь лекарств. Отчего же ты не поступаешь подобным образом, когда твою душу поражает порок грехов?
Мы веруем в то, что зло нельзя относить к Всевышнему Аллаху из-за совершенства Его милосердия и мудрости. В хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится, что Пророк сказал: «…а зло – не (относится) к Тебе»3. Поэтому само по себе предопределение Аллаха абсолютно не является злом, ибо оно исходит из милосердия и мудрости Аллаха. Однако злом может быть нечто предопределённое Господом, ибо в молитве кунут, которой Пророк научил аль-Хасана, он сказал: «…и защити нас от зла, которое Ты предопределил!»
Тем самым он связал зло с тем, что предопределил Аллах. Но даже это зло не является абсолютным, ибо нечто, что является злом с одной стороны, является добром с другой. Или же нечто, что является злом в одном месте, в другом месте несёт добро.
Засуха, болезни, бедность, опасность и прочие бедствия на земле являются злом, но они вместе с тем несут с собой добро. «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь»4.
Наказание преступника является злом в отношении преступника, однако с другой стороны это является и благом для него, ибо это – искупление его грехов, и после наказания в этом мире его не постигнет наказание за этот грех в будущей жизни. Подобное, также, является благом из-за того, что это обеспечивает защиту имущества людей, и стабильность в обществе.1 Сура «Лукман» 34.
2 Сура «Скот» 148.
3 Т.е. хоть и предопределяет Всевышний зло, однако источником его является не Он, а некоторые творения, совершающие это зло.
4 Сура «Римляне» 41.