Дорога Единобожия

Вопросы религии интересуют человечество в силу заложенного в человеке при его сотворении понятия Единобожия. Человека разумеющего, человека пытливого  интересуют знания, определяющие его место в системе мироздания, отношение его к своему Создателю и отношение Создателя к его личности. Моменты сомнения и душевного разлада происходят по мере возрастания материальной зависимости от мнимых благ и мнимого благополучия, разрушающего морально-нравственный аспект бытия человека. Наш Творец, зная свои создания лучше нас самих, дает эти знания в своих Откровениях, призывая человека жить по законам человеколюбия. Но мы, имея все это на протяжении тысячелетий — в сомнениях и размышлениях, а часть – в отрицании Божественного сотворения и нас, и законов, нам данных. Вопрос, вынесенный в заголовок работы уважаемого Камболова Т., полностью отражает духовное состояние общества нашего времени.

Ознакомившись с трудом известного профессора, я поймал себя на мысли, что работа вызывает у меня вопросы, и довольно серьезные, ко многим элементам его доктрины. С уважением относясь к автору и к нашим согражданам, нашим братьям, предлагаю свое видение (в пределах своей компетенции) этого вопроса с позиции верующего в Одного Единственного и Единого Создателя, с точки зрения Ислама. Что мы знаем о религии, о мироздании, о Создателе нашем? Откуда знания эти, откуда Закон Божий, согласно которому жили и живут миллиарды людей? От пророков, от лучших людей, которых Господь избрал для передачи через них Откровения. За всю историю человечества их было около 144 тысяч. Первым пророком был Адам и первый Закон Божий был вручен ему, последним – Мухаммад, мир им. Имена неколебимых пророков  известны и почитаемы всеми верующими. Это Иисус (Иса), Моисей (Муса), Авраам (Ибрагим), Ной (Нух), Давид (Дауд), Соломон (Сулейман) и другие. Все они имели одинаковые убеждения и призывали верить в Одного Единственного Создателя и поклоняться только Ему. Отличие между ними было только в законах (шариатах), которые посылались в разные времена.

Пророки, через которых передавались людям новые законы (шариат), называются посланниками. Передается, посланников было 313. Поскольку последний пророк Мухаммад был арабом, то последние откровения были ниспосланы на арабском языке, и поэтому религиозные термины звучат по- арабски: халяль (осетинское – халар), харам – запрещенное, шариат, ислам, дин и другие. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) — последний пророк в этой цепочке лучших, которых послал нам Господь как милость. Он продолжил религию, которая была дана людям от Адама и до Иисуса, мир им. Он сказал: «Наилучшие слова, которые произносил я и все пророки до меня, это – «Ля иляха илля Ллах» (Нет Божества, кроме Аллаха). Аллах – это имя Бога на арабском языке, что в переводе означает — Бог Един. Понятие Бог есть во всех языках. На осетинском – Хуцау. Уход от закона Божьего, поклонение чему-либо и кому-либо, кроме Господа нашего – есть заблуждение или искажение, суть язычество, многобожие.

Рассматривая с этой позиции работу профессора Т.Камболова, не могу понять, что такое традиционная осетинская вера. Много слов и, не сомневаюсь, чистые намерения человека, болеющего за свой народ, не дают определения стержневым формулировкам темы – понятиям «традиционная осетинская вера», «исконная религиозная система», «оригинальная религиозная традиция». На чем базируется эта религия – ничего, кроме красивых, общих фраз. Привязывая религию к монотеизму, ничем это не обосновывая, в следующем же предложении автор, не замечая или не понимая сути религии Единобожия, включает в нее элементы язычества, что мгновенно опрокидывает всю концепцию Уацдин, как религии Единобожия. Понимая, что зыбкость или эфемерность вышеперечисленных понятий вызовет вопросы, автор, ссылается на недостаточную научную изученность традиционной осетинской религии, что, по его же словам, «дает основания для определенных спекуляций по поводу ее статуса и идеологии». Вопрос статуса и идеологии вполне ожидаем и закономерен, это не спекуляция, а основа любой религии.

Я хочу знать: если ученый профессор, ссылаясь на недостаточную научную изученность традиционной осетинской религии, тем не менее, включает ее в систему монотеистических религий, – на каком основании? По каким критериям, где догматическая база религии? Оснований нет, объяснений нет. Зато идет ссылка на социологический опрос, в котором 60% осетин, 10,3% русских и 20,6% представителей других национальностей, проживающих в республике, считают, что именно эту религию надо развивать в республике. Какую такую религию, если адепты ее сами не могут объяснить, что это такое? Одни вопросы. Вызваны они не желанием раскритиковать оппонента, а именно разобраться, понять. А пока как в песне – «Хорошую религию придумали индусы…». Поэт узрел самую суть – не Божественности этой религии, плод и творение человеческих измышлений. Параллели с Уацдином напрашиваются сами.

Как узнать истину? Вера – очень тонкая духовная сфера. Звать за собой, не понимая, куда, не зная глубины и Божественности религии, очень опасно и грозит жестоким наказанием в том мире, который не признает религия, предлагаемая Вами. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, раб может одним словом, не придавая ему значения, ввергнуть себя в Огонь».

На обозримом нами отрезке истории Осетии осетины всегда придерживались Единобожия. Об этом говорят храмы и мечети на территории Осетии, одни из древнейших на Кавказе. Я убежден и убеждаю, что осетинам не присуще уходить от принципов Единобожия и поклоняться кому-либо, кроме Создателя. Начало молитвословия осетин, в котором мы говорим Иунаг Кадджын Хуцау (Еунаг Кадгин Хуцау), – это религиозное догматическое свидетельство Единобожия. Молитва на родном языке – не плод усилий многих поколений и исторически сложившегося менталитета. Все это милость Господа, одарившего нас и языком, и всем, что присуще культуре человека, нации.

Мы – Божьи создания, и не мог Создатель оставить нас без веры и закона Своего. Расцвет нации, цивилизации приходит при следовании принципам Закона Божьего, а отход от принципов грозит крахом цивилизации и вырождением нации. Сказано в Коране: «Смету вас, как те народы, бывшие до вас», «Думаете ли вы, что мы создали вас без цели, и что вы не будете возвращены обратно к нам».

Уважаемый профессор знает, что культура народа (традиционная культура осетин – в вашей работе) выражена в его языке, язык есть стержень и основа нации. Язык осетин четко определяет формулу Единобожия, свидетельствует, что Бог один и нет у него сотоварища: Иунаг Кадджын Хуцау, амбал каман най. Если мы говорим о религии, то должны понимать, что язык дал нам Бог, вложив нам в уста свидетельство Единобожия. Вы правы, осетинами не осознается единобожность осетинской религии, так как нет обособленной религии осетин. Есть единобожность самих осетин. Это разные понятия.

Не могли аланы, не будучи единобожниками, иметь такую мощную государственную структуру и высокую культуру.  Ослабление аланской мощи я связываю с падением религиозной морали, отход от Единобожия. Я не претендую на обязательность своего предположения. Но все империи и государства терпели крах, в основном, из-за падения религиозной идеологии. Оставив на огромном мировом пространстве свои следы, аланы не оставили следов Уацдин нигде. Даже в Осетии.

Дзуары, святилища имели основу Единобожия. Скорее всего, после падения аланского государства потеря христианской догматики пошла быстрее и, скорее всего, это и был период возникновения элементов язычества. Попытка христианизации грузинскими священнослужителями, вероятно, и дала святилищам название «дзуар», что по одной из версий означает «крест» по-грузински. То есть «дзуары лагта» – дословно «мужчины креста». Есть осетинское слово «кувандон», четко обозначающее суть и назначение святилищ. Насколько глубоко вошло христианство второй волны, конечно, вопрос. Но это было именно христианство. В Рекоме – главной святыне осетин – были найдены купель и крест. Кстати, и в археологических раскопках находят атрибуты и следы обрядов, относящихся к христианству и исламу. Следов других религий нет.

К слову о язычестве. В советские времена особой риторики на эту тему не было. Расцвет и навязывание язычества осетинам пришлись на 90 г. Это интересно перекликается с высказыванием Бзежинского и, исходя из действительности, вероятно, имеет основание: «Развалить культуру России, ее основные религии – христианство и ислам, путем распространения язычества».

Присутствие Андрея Первозванного в Алании – факт, как, наверное, и факт изгнания византийских священников. Вопрос только, за что? Принятие чего-то нового в феодальные времена начиналось с элиты. Так же это было и с исламом. Вся осетинская знать, или уазданта, были мусульманами. Но то, что христианство присутствовало в Алании с X века, говорит о многом, как и ответ любого осетина, что Бог один. К сожалению, язычники тоже согласны, что Бог один, но наряду с Ним поклоняются и другим небожителям и не только им, наделяя их Божественным могуществом и прося у них покровительства, не понимая всей серьезности заблуждения и ответственности перед Всевышним.

Необходимо разделить религию и эпос, это разные понятия. Попытка их совмещения вводит людей в заблуждение. Есть еще один довольно интересный нюанс. Слово «дин» в осетинский язык и в название вашей религии пришло  из арабского языка и конкретно в связи с исламом. Доказательство этому толкование арабского словаря и название религии у народов, исповедующих ислам, в том числе, и кавказских, не имеющих к индоевропейской группе языков никакого отношения. Кроме всего прочего, это говорит и о глубине проникновения ислама в осетинский язык и культуру.

Вообще в словарном багаже осетин очень много арабских слов, имеющих отношение только к исламу: дин, занат, заханнам, йараби Аллах, хабар, хайир, тоба, ныфс, хъаймат, фын, сабр… Каким образом лексикон осетин обогатился таким обилием арабских религиозных слов? Только имея многовековой опыт практики ислама. Религию же, предлагаемую Вами, пришлось обозначить названием только сейчас  и то с исламским мотивом, объясняя тем, что раньше не было необходимости, настолько все было ясно и понятно. Христианству с пророком и посланником Иисусом и Исламу с последним пророком Аллаха Мухаммадом была необходимость назвать свою религию. И только осетинской религии, не имеющей ни документальных, ни, как Вы выражаетесь, сакральных подтверждений, не знающей своего пророка, не было необходимости определиться с названием. Потому что и религии таковой нет в ее Божественном понимании, ибо религия есть поклонение своему Творцу, Единому Богу, основанная на Откровениях, ниспосланных людям. То, что Посланники доводили до людей в разные времена, было принципиально одинаковым. Им был показан и Ад, и Рай, чтобы люди знали, что их ждет. Сказано в Коране: «Я каждому народу послал пророка в свое время». 

Вы пишете, что «осетинская вера радикально отличается от базовой идеи» спасения души и отрицаете существование Ада и Рая. Это не базовая идея, это догма, основанная на знаниях, ниспосланных Всевышним. Каждый пророк, независимо друг от друга, в каких бы они временах не проживали, доводили эту истину до людей. Уацдин радикально отличается от системы монотеизма. Окончательное отрицание Божественного создания мироздания, как явного, так и сакрального. Отрицая часть системы, нельзя познать всю ее грандиозность. При этом Ваше утверждение, что осетины не верят в существование Ада и Рая, безосновательно. «Занаты бад» — такими словами напутствуют умершего. Вступая в дискуссию с религиозными людьми, оппоненты, часто не сумев выстроить систему контрдоводов, называют верующих фанатиками. Не могут понять, что за стройностью их доводов стоят знания – знания, ниспосланные творениям их Творцом.

Утверждение, что Уацдин «стоит на том же уровне развития религиозного миропонимания, что и ислам, и православие» по крайней мере, несостоятельно, а то, что эта религия «самодостаточна в собственном монотеизме» — просто, извините, нелепо. Словосочетание «собственный монотеизм» вообще ставит под сомнение понимание принципов Единобожия. Но вот в отношении сопоставления Уастырджи и Святого Георгия я с Вами полностью согласен. Совмещать две разные персоны – реальную историческую фигуру, причем воевавшую с язычниками и погибшую от них, с мифическим персонажем – психологический перегиб.
Зная законы физики, химии и т.д., мы уважаем и чтим ученых, их открывших, принимаем и используем открытия, считаем открывателей законов великими. Но не задумываемся, насколько Велик Творец этих законов, Создатель всего мироздания, вращающегося, расширяющегося, живущего по только Им установленным законам. При этом законов жизни, поведения, поклонения, ниспосланных Им же, мы не признаем. Просим покровительства у Уастырджи. Люди, задумайтесь, истина проста —  Покровитель только Создатель, только Он всемогущ. Осетины — последователи религии Единобожия, как мусульмане, так и христиане, знают эту истину.

Отмечая далее, что несущим стержнем осетинского агъдау являются религиозные идеи, Вы правы. Но почему только осетинского? Агъдау – это высоконравственная норма поведения, вопрос внутренней культуры, принципы отношения к жизни, к себе – это общечеловеческие ценности, привитые людям канонами именно религии Единобожия и четко обозначенные в Евангелии и Коране. Покажите мне, пожалуйста, источники знаний Уацдин, правила и положения, каноны этой религии. Именно религии, как Вы утверждаете, а не религиозной культуры осетин.

Источник знаний Ислама – Коран, который многомиллионной армии оппонентов, более чем за 1400-летнюю его историю, не дал ни малейшей возможности его опровергнуть, усомниться ни в одном аяте, а  с совершенствованием научной мысли все более удивляет новыми сведениями, заложенными в нем, дает знания о явном, том, что мы видим и понимаем, и сокровенном, чего мы не видим. Рисует картину Рая и Ада, говорит, что первое, о чем спросят человека после смерти: «Кто твой Бог? Какова твоя религия? Кто твой пророк?» Что может ответить человек, введенный в заблуждение неверной или искаженной информацией? Явно будет хуже положение того, кто ввел его в заблуждение. Пока Господь наш дает нам время познавать истину, предлагаю открывать ее для себя посредством Откровений Его и дискуссию провести на поле знаний, а не домыслов. И часть вопросов уйдет, потеряет актуальность. А в другой части поменяются акценты.

Подойдем к теме на основе знаний, и произойдет естественное объединение и сплочение, в обратном случае, предложения, не имеющие основания и доказательств, могут привести к взаимному непониманию и разделению. Как пример этому, реальные факты, приведенные вами. Осетия в 1919-20гг., Ливан, Ирак, Югославия, Судан и т.д. Таких примеров, к сожалению, в мире много, и Ваш вопрос, «есть ли гарантия, что такой сценарий в Осетии невозможен», актуален. Постараюсь ответить и на этот вопрос.  Угроза специфична для Осетии, «практически единственного в стране разделенного конфессиями народа» и не специфична для Дагестана, Чечни, Ингушетии и Кабардино-Балкарии – республиках, в основном, с монокофессиональным населением. Но война идет, к нашему большому и искреннему сожалению, унося тысячи жизней в этих республиках. Вероятно, причина в другом и не одна.

Во всех этих конфликтах роль детонатора играли внешние силы, затем придавая им окраску религиозного противостояния и используя внутренние противоречия национального организма, раскачивая, разрывали его духовную целостность. Северная Осетия, несмотря на «актуальность и специфичность» избежала потрясений на межконфессиональной основе в республике. Удалось сохранить стабильность, даже содрогнувшись от Беслана и других многочисленных диверсий, вопреки надеждам недругов, желающих подорвать мир в Осетии. Силы, удержавшие республику – мудрость и терпение народа. Терпение – удел сильных, а что наш народ сильный – мы знаем. Ответственность за сохранение стабильности – на нас на всех. Чем выше человек по своим возможностям влияния, тем больше ответственность его перед своим народом. Гарантия стабильности цивилизованного общества – в его духовной культуре, достигаемой только через познание Откровения Господа своего. Недостоверность информации, религиозное заблуждение или искажение приводят к непониманию и дают возможность действиям провокатора, так что гарантии дать невозможно.  Нам надо беречь друг друга и учить людей жить – жить в братстве, жить в мире.

Религия дает эту возможность. Религиозное просвещение стабилизирует общество, дает знания, терпение и внушает страх за содеянное. Первым спросом на Страшном суде будет спрос «о пролитой крови». «Убивший душу не по праву будто убил все человечество». Какая угроза таится в этом аяте!

Конфликт в Осетии в 1919-20гг. не был религиозным. Причины его возникновения – материальный и нравственный аспект, конфликт между конкретными личностями. Разрастаясь, пожар вражды втянул и межконфессиональную составляющую. Память об этом должна быть укором для осетин. Одним из тех, кто остановил братоубийство, был мой дед – Гацалов Таркан-Эфанди, имам Эльхотовской мечети. Авторитет его личности вырос именно на основе религиозной образованности. О том, что конфликт не был религиозным, говорит и то, что в него не втянулась остальная Осетия.

Не считая этого момента, Осетия была в пример и Ливану, и Ираку и остальным государствам, попавшим в беду. Мы должны говорить остальным о достойном примере Осетии, а не пугать негативом, не свойственным нам, настораживая и разделяя свой народ.
Давайте будем познавать друг друга.

«Уникальность национальной осетинской идентичности, мироощущение и мировосприятие основываются» не на своеобразии осетинской религии, а по воле Творца нашего. Народ не может себя сделать уникальным ни на какой основе. Все народы по-своему уникальны, как уникально любое творение Аллаха. Сказано Им: «Я сотворил вас разными народами, чтобы вы познавали друг друга». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повторял ежедневно: «Я свидетельствую, что все люди – братья».

То же самое с Исламским Имаратом, кто так обозначил Осетию? Автор или лукавит или не знает. Зачем опять вводить народ в заблуждение? Осетию объявил вилайатом в составе Имарат Кавказ Доку Умаров. И вывел он же. Причина — неуспех сил, взрывающих и раскачивающих Осетию и отсутствие  сил, работающих внутри республики. Наша с вами задача – не пугать и не вводить народ в заблуждение, а объединять и сплачивать его.

Сплачивать, возрождая духовность народа на основе религии Единобожия, на основе знаний, имеющих тысячелетний прочный фундамент. На основе Аврамической религии. Имя мусульманам как раз и дал Авраам за несколько тысячелетий до нас с вами. Ислам означает покорность Богу. Так что, если признаете Единого Бога, то предлагаем вместе содействовать оздоровлению нашего общества, усилению его духа и общности. Пороки, затронутые Вами, волнуют всех, это общая беда.

Современные осетинские застолья, на виду у детей и молодежи, то есть «с младых ногтей впитывающих», оформленные под традиционно-религиозные хоровые молитвословия (от автора), почти всегда выливаются в пьянку. И здесь причин много. Но главная – тосты. Ничего не значащие в таком исполнении. Во-первых, обращаться к Богу со спиртным в руке – грех. Он не только не приемлет, он наказывает. Разве резкое увеличение кладбищ не заставляет задуматься, а количество  молодежи в расцвете сил, погибшее за год, не пугает? Увеличение тостов геометрически ведет к увеличению смертности и особенно среди молодежи.

Второй или предпоследний тост за столом, где сказано о Боге, произносят за Уастырджи. Просят у него помощи, покровительства. Потом касар Уастырджи, потом фандаг Уастырджи и прочая, и прочая (сколько этих Уастырджи?) Сколько аварий и смертей бывает после праздника в роще Хетага? Да, по статистике МВД там обходится без происшествий. Но те аварии по дороге домой на кого списывать? И почему Уастырджи и Хетаг не помогли им доехать (соответственно выпитому за них у погибших людей должны бы быть десятки степеней защиты)? Всевышний Аллах говорит и об этом: «Что бы вас не постигло, это по причине того, что приобрели ваши руки».

Во-вторых, разве мы просим Бога? Нет, мы даем ему наставление с указанием исполнения, чтобы все у нас было хорошо, чтобы то, что мы желаем, исполнилось и т.д. и т.п. То, что мы сейчас видим – это искажение осетинской религиозной культуры.

Мольба (кувд) – это таинство, это внутреннее обращение к Господу своему и высший подъем духа, особое состояние, общение к Господом. Раньше, на это ссылаются многие, за молодого человека, замеченного просто в принятии спиртного, не выдавали девушку. Не может быть долгим параллельное существование агъдау и такого застолья. Мир низменный сильнее своей сатанинской сутью. Или мы остановимся или нет. Компромисс невозможен. На этой почве возникают и «уникальность идентичности» и горделивость за прошлое нации, у многих при полной нищете духа. Прошлое – это прошлое, не мы его творили и не нам кичится. Нам отвечать за настоящее и думать о будущем.

Если я неловким словом кого-то обидел, приношу искренние извинения.  Это размышления и переживание за нас, за будущее. У нас есть терпение, но нет стержня, который бы не давал колебаться. Нет иммунитета от нововведений, не нужных, не свойственных нам. У нас единственных на Кавказе уже и кришнаиты поют и танцуют. Мы, как пылесос, чего только не вбираем, не умея сохранить свое национальное естество.

Мой дед родился в 19 веке. Был мусульманином не в первом поколении. Получил среднее религиозное образование в Стамбуле, а высшее – в Мекке. И был не первым осетином, получившим там образование, были и до него. Знал, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – пророк и посланник Его. Знал, что были до Мухаммада – Иса (Иисус), Сулейман (Соломон), Муса (Моисей), Авраам (Ибрагим) и многие другие пророки и посланники Господа нашего и почитал их. Жил очень достойно, любил Осетию и осетин, уважительно относясь и к христианам, и к иудеям в соответствии с канонами. Почему-то не зная оригинальной традиционной веры осетин и не боясь раздела Осетии. Он переживал за Осетию и, умирая в 1943 году, призывал беречь друг друга. Такие старшие были в каждой фамилии. Что нам искать?

Обозначив положения религии Единобожия в определении монотеизма, я не имел намерения задеть чьи-то религиозные чувства и провести черту – вот мы, вот они. Есть желание донести до людей, до наших братьев истину, Откровения Господа нашего. Наши двери всегда открыты, приглашаем вместе рассмотреть вопросы этой темы. Тогда мы станем ближе друг другу и к нашему Создателю.

Хаджимурат Гацалов