« Мама, ребенок, интернет: беседы о важном»

Давыдова Дарья (КБР), 13.07.2022г

Интернет — уникальное пространство, в котором можно найти все: от кедов и горячей пиццы до новых друзей. Мы не мыслим своей повседневной жизни без интернета. Он помогает нам в общении и в поиске информации. Удобные приложения всегда под рукой, они позволяют нам оплатить покупку или заказать товар со скидкой, посмотреть видео, почитать книги. Эта среда может быть настолько привлекательной, что иногда так хочется нырнуть в нее и забыть про все ограничения реального мира. И мы активно пользуемся этой возможностью и уже не представляем свою жизнь без интернета.

В 2017 году каждый из нас провел в интернете почти четыре часа в день: 115 минут на компьютере и 104 минуты на мобильном устройстве.

Сегодня интернетом пользуются 80% россиян, и большинство из них это — дети и подростки.


ЧТО ДЕТИ ДЕЛАЮТ В ИНТЕРНЕТЕ?

То же самое, что и взрослые — общаются, ищут информацию, смотрят кино и мультики, скачивают приложения и при этом часто разбираются во всех тонкостях гораздо быстрее нас.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАЮТ ВЗРОСЛЫЕ?

Как правило, они просто вручают ребенку гаджет или компьютер и надеются, что ничего страшного не произойдет.

ПРАВИЛЬНО ЛИ ЭТО?

На самом деле, самое страшное во всей этой ситуации – это бесконтрольное использование интернета детьми. Психологи говорят об эпидемии интернет-зависимости. А компьютерщики — о сотнях мошеннических схем, которые подстерегают беспечного пользователя в интернете.

Уже в 2022 году в ЕР предложили ввести раздел безопасности детей в интернете в курс ОБЖ, ввиду сложившейся ситуации.

Современный ребенок, которого не ограничивают в использовании интернета, к своему седьмому дню рождения проводит в виртуальном пространстве ровно 1 год.

К 18 годам “стаж” пользования Всемирной паутиной достигает 4 лет.

В то же время “радиус активности” детей, то есть площадь пространства вокруг дома, в котором они свободно исследуют окружающий мир, значительно сократился. Нынешние дети не бегают по улицам и дворам, не лазят по деревьям, не болтают друг с другом, а часами сидят, уткнувшись в смартфоны или планшеты. Если вместо естественной среды детский мозг взаимодействует с интернетом, дети в буквальном смысле вырастают “оторванными от реальности”.

Дети, бесконтрольно использующие интернет, не умеют адекватно оценивать риски окружающего мира, испытывают трудности в общении и не умеют сопереживать. Став взрослыми, они будут сталкиваться с проблемами и в карьере, и в личной жизни.

Время живого общения неуклонно сокращается. Растет число одиноких людей, у которых настоящую дружбу и любовь заменили “виртуальные отношения”.

В 1995 году впервые был использован термин “интернет-зависимость”, сегодня этот диагноз уже никого не удивляет.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ?

Психиатр Айвен Кеннет Голдберг, который ввел термин “интернет-зависимость”, определил ее как “болезненное негативное стрессовое состояние, вызванное продолжительным использованием интернета”.

Если сознательно не контролировать “виртуальную жизнь” детей, зависимость формируется достаточно быстро. И вот почему:

  • Социальные сети раздражают наши центры удовольствия. Мы радуемся, когда кто-то комментирует наши посты и ставит лайки фотографиям. Поэтому мы, как собака Павлова, снова и снова заходим в социальные сети, чтобы получить внимание, которого нам недостает в реальном мире.

  • Интернет и социальные сети дают постоянный приток новой информации. И даже эта не очень качественная информация формирует привычку к “пережевыванию виртуальной пищи” (этот эффект можно сравнить с жеванием жвачки).

  • Интернет дает нам “убежище” от реальности — пестрый контент помогает забыть о настоящих проблемах и занять мозг “пустыми” новостями.


Нас затягивает этот процесс, который со временем выходит из-под контроля. Мы заходим в интернет что-то посмотреть, но, когда через час или два “приходим в себя”, даже сложно вспомнить, что именно мы искали. Знакомая картина? Однако есть вещи и пострашнее.


ЛОВУШКИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

  • Шокирующий контент

  • Кибербуллинг

  • Опасные знакомства — Число жертв виртуальных педофилов увеличивается с каждым годом. Попасть на крючок маньяка очень просто: все начинается с безобидной переписки, которая переходит в недвусмысленные намеки, обмен фотографиями интимного характера и провоцирует ребенка на личную встречу, которая может закончиться печально.

  • Спам

  • Вирусы

  • Кража информации

ХОРОШАЯ НОВОСТЬ

Кто должен научить отбирать информацию в Интернете?

Кто должен научить критически мыслить?

Кто должен формировать духовно-нравственную, гражданскую и патриотическую позицию?

Кто это может сделать, как не мамы! Именно на них, в первую очередь, лежит такая важная миссия.

Я считаю, что именно они должны активно участвовать в приобщении детей к интернету и принимать участие в его повседневном использовании.

Только в 2017 году на горячую линию российской организации “Сдай педофила” обратилось около 400 родителей, чьи малолетние дети попались в социальных сетях на уловки педофилов.

Итак, САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА:


  • Находите время для общения с ребенком. Когда родители усаживают ребенка за компьютер, чтобы он им не мешал заниматься своими делами, они своими руками распахивают все ловушки интернета.

  • Позаботьтесь о досуге своего ребенка. Чем больше у него интересов и хобби, тем больше шансов, что интернет станет для юного пользователя ценным источником информации, а на негатив просто не останется времени.

  • Станьте для ребенка проводником в интернет (а не наоборот). Родителям лучше быть немного впереди собственного ребенка в области освоения Интернета. Это не просто, но стоит постараться.

  • Знайте, чем ваш ребенок занимается в интернете. Добавьте его в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.

Главный ориентир — возраст ребенка

Самые маленькие пользователи (2-5 лет)

Если вы даете мобильные устройства своим маленьким детям, то обязательно предварительно настройте их так, чтобы ребенок видел только информацию, которая соответствует его возрасту.
Рассказывать малышу про угрозы интернета еще рано: он просто вас не поймет.

Действия совсем маленького ребенка проконтролировать легче всего — просто будьте рядом и посматривайте, чем он занят. Не забывайте следить за временем: слишком много интернета — вредно для здоровья ребенка.


Юные исследователи (6-11 лет)

Выпускники детского сада и младшие школьники уже делают первые самостоятельные шаги в освоении интернета. Этот возраст — самый подходящий для того, чтобы начать говорить с ребенком о компьютерной безопасности, о ловушках виртуальной реальности и необходимости дозированного использования интернета.

О чем спросить?

  • Чем он интересуется в Интернете, что ищет?

  • Есть ли что-то, что он не может найти?

  • Какие вопросы по использованию интернета у него возникают?


Что объяснить?

  • Какие источники информации являются надежными и безопасными.

  • То чем делится пользователь, может стать достоянием общественности.

  • Покажите разницу между реальным и виртуальным миром. Ребенок должен помнить, что не все, увиденное в интернете, является правдой — это касается и людей, и информации.


Как говорить?

Обсуждайте с юным исследователем новости, которые касаются негативного воздействия интернета на жизнь и здоровье человека.
Проявляйте максимум терпения и всегда отслеживайте реакцию ребенка на ту или иную информацию.
Спокойно и открыто выражайте свое мнение. Какую-то информацию стоит обсудить несколько раз для ее лучшего понимания.


Подростки (12+)

Подростковый возраст связан с активной социализацией — родители отходят на второй план, все большую значимость в жизни школьника получают ровесники, их кумиры и актуальные тренды молодежной среды. В это время общение с близкими взрослыми, в том числе на тему компьютерной безопасности, может стать не таким доверительным. Но подросток способен стать вашим единомышленником и соратником в борьбе за компьютерную безопасность — для этого стоит просто увлечь его этой темой.


Чему научить?

  • В подростковом возрасте люди стремятся к независимости — поэтому сейчас самое время научить ребенка принимать самостоятельные решения, адекватно оценивать свою компетенцию и при необходимости обращаться за помощью.

  • Подростки чаще всего заходят в интернет со своих мобильных телефонов. Подробно расскажите им об угрозах и их признаках.

  • Как действовать, если он столкнулся с какой-либо опасностью в интернете.


Универсальный совет: при любых сомнениях и в любой сложной ситуации ребенок должен обратиться за помощью родителя.


Что обсудить?

  • Различные виды киберугроз, их проявления и последствия для подростка и членов семьи.

  • Конфиденциальность личной информации, осторожность при распространении информации о самом подростке и его близких, их имущественном положении и планах.

  • Меры безопасности при интернет-знакомствах и при переходе “из виртуальной жизни в реальную”.

  • Настройку мобильных устройств, антивирусные программы, правила создания учетных записей и выбора пароля.


Приучайте детей через каждые 30-40 минут работы за компьютером или общения с гаджетом делать перерывы, чтобы снять напряжение с глаз, размять мышцы и немного отдохнуть.

Как говорить?


  • Очень важно не давить на подростка, чтобы не вызвать отторжение. Говорите спокойно и уважительно. Будьте последовательны в ваших требованиях.

  • Не ругайте подростка, если вы увидели, что он смотрит в интернете что-то неуместное. Аргументированно объясните, почему не стоит посещать подобные сайты.

Постарайтесь сделать так, чтобы компьютерная безопасность вошла в привычку у всей вашей семьи.

Интернет — не идеальное пространство, а отражение общества: самое высокое и прекрасное соседствует здесь с негативом и рисками.

Но мы знаем, что хоть интернет и является платформой для огромного количества мошеннических схем, бояться этого не стоит. Надо всего лишь научиться правильно его использовать и научить этому своих детей.

[], [], [], [], []
Поделиться в социальных сетях