Социальные роли женщины-мусульманки в современном мире

Секинаева Салима, 13.07.2022г.

Пророк Мухаммад, сподвижники, их последователи, признанные мусульманские учёные— все они являются примером для нас. Они те, которые учили и учат мусульман жить в гармонии с самим собой и с обществом. Благодаря им, сегодня мусульманская женщина является полноправным уважаемым членом общества. Исламский шариат защитил слабую женщину, дал ей все необходимые права и, вместе с тем, вменил ей определенные обязанности. Только следуя законам божественной конституции-шариата, женщина способна стать счастливой и по–настоящему успешной в этом мире и в мире следующем.

Каково же место женщины в современном мире? Какие социальные роли ей выпадают ? Как и какую пользу себе, своему окружению, и миру в целом может приносить женщина и при этом оставаться в ладу с собой? Ответить на поставленные вопросы и является целью данного доклада.

С момента появления ислама прошло 1412 лет. Всевышний сделал ислам логическим завершением своей религии, ниспослание которой началось еще с первым пророком и праотцом всех людей — Адамом. Особенностью ислама стало то, что законы, ниспосланные Всевышним Аллахом для регулирования взаимоотношений во всех сферах жизни, стали окончательными и не нуждающимися в изменении вплоть до последнего дня существования человечества. Таким образом, нормы и заповеди ислама сегодня актуальны и полноценно применимы для всех народов.

 

Относительно женщин в исламе дается много законоположений и дополнительных предписаний, которые и помогают осознать место женщины в мире.Если очертить исторической контекст дискуссии о правовом статусе женщин, то нельзя не признать и тот факт, что с распространением ислама положение женщины в обществе не ухудшилось, как могут полагать многие, а улучшилось. С приходом ислама и установлением прочной законодательной и правовой системы, женщина стала субъектом права и получила экономическую независимость, которою ей отныне гарантировал Корана.( В Презентации указать примеры !)

От Абу Хурейры передается: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О Аллах, поистине, я запрещаю ущемлять права двух слабых: сироты и женщины!» (Ахмад и ибн Маджа). Имам ас-Синди так растолковал данные слова: «Смысл этого хадиса в том, что Пророк ﷺ призвал Аллаха в свидетели касательно того, что он довёл их положение до своей общины».

Всевышний Аллах возвысил женщину на всех ее жизненных ролях: как дочь, как жена, как мать:

  1. Как дочь — она ценна и любима. Именно посредством дочерей человек может получить великое благословение. В достоверном хадисе-предании приводится, что пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) «Тоткто является отцом троих дочерейкоторым он предоставит приютбудет проявлять милость к ними которых будет содержать и выдаст замужто для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если у него будет две дочери?» На что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Даже если у него будет две дочери»
  2. Как жена — женщина уважаема и почитаема. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующий не станет ненавидеть верующую (верующий муж не будет ненавидеть верующую жену)! [Пусть в нем, муже, не появляется чувство ненависти к ней, жене!] Даже если что-то в ней вызывает у него недовольство [например, скверный характер, невоспитанность в чем-то], то другими качествами [ее религиозностью, например, красотой или целомудрием] он доволен». Также он сказал: «Быть с женщиной милостивым – удел щедрых душой. Плохи те, кто относится к женщинам без уважения и оскорбляет их!». В другом хадисе говорится: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо.
  3. Как мать — женщина стоит на несколько степеней выше, чем отец.Следующее повествование является прекрасным примером высокого положения матери:

«(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: “О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он сказал: “Твоя мать”. (Этот человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек снова) спросил: “А кто потом?” — (и тогда) он сказал (ему): “Твой отец”»

Комментируя этот хадис, шейх Мухаммад Али аль-Хашими замечает: «Этот хадис подтверждает, что Пророк отдал предпочтение благожелательному обращению с матерью перед благожелательным отношением к отцу» .

В исламе есть один очень важное изречение пророка, благодаря которому каждый человек может определить и выстроить для себя приоритеты в жизни. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель — пастырь и несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству, и слуга — пастырь для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству. Каждый из вас — пастырь и несёт ответственность за свою паству» [Бухари; Муслим].

Очень сложно в современных реалиях молодому человеку следовать по правильному пути и не сбиться с него. Однако если у него есть надежная опора в виде своей семьи – это уже большое приобретение. Здоровая атмосфера в семье и ответственность каждого родителя за происходящее в семье, помогает полноценно выполнять обязанности по воспитанию и формированию молодого поколения.

Поэтому, исповедующие мусульманство женщины в современном мире, следуя сложившемуся в течение столетий укладу, видят свою основную социальную роль в качестве хранительницы домашнего очага . И в то время, как на западе сегодня посвятить себя семье, отказавшись от других социальных ролей расценивается в обществе как «большая жертва» и как «подвиг», в мусульманских странах это является основой общественного уклада, которую с радостью, гордостью и большой ответственностью выполняют женщины; отталкиваясь от этой основы, женщины планируют свою жизнь и гармонично устраивают жизненный уклад своего окружения.

Необходимо пояснить, что женщина не ограничивает себя только заботой о семье, но по своему желанию и способностям, она спокойно выходит за рамки этой социальной роли и примеряет на себя другие роли, которые в некоторые времена считались сугубо мужскими. Например:

  • Роль работника, создателя основных материальных ценностей.
  • Роль созидателя духовной культуры
  • Роль руководителя и организатора
  • Роль двигателя научного прогресса

 

 

Следующие примеры современных женщин-мусульманок помогут осознать всю важность женщины в обществе и послужить также примером для многих.

 

  1. Юлия Замалетдинова – практикующий психолог кандидат психологических наук. Совместно с супругом в 2012 году Юлия открыла первое медресе для глухих студентов, разработала словарь жестов. Сейчас она продолжает активную деятельность в этой сфере для развития исламской уммы.
  2. Мусульманка-нанотехнолог, доктор Фатима Аз-Захра Аль-Атрактчи совершила уникальное открытие. С помощью её исследований был изобретён способ «слушать» бактериальную коммуникацию. Эта технология поможет снизить устойчивость бактерий к антибиотикам и моментально диагностировать множество заболеваний.
  3. Шахида Фатима – стала одной из 10 влиятельных женщин-мусульманок в Европе. Она одна из самых известных адвокатов Великобритании.
  4. Залеха бинти Камарудин (родился 26 ноября 1961 года в возрасте Рауб , Паханг , Малайзия ) — малазийский профессор права . Она является судьей Шариатского апелляционного суда Теренггану с 16 октября 2017 года и была ректором IIUM с 2 августа 2011 года по 31 июля 2018 (Международный исламский университет Малайзии)
  5. Ханан аль-Хруб.

Палестинская учительница стала обладателем престижной международной премии для учителей Global Teacher Prize в размере 1 млн долларов.

(Игровые технологии в обучении и реабилитации больных детей)

  1. Мерхезия Лабиди-Маиза является официальным переводчиком (английский, арабский, французский языки) Международного союза мусульманских ученых (IUMS). Работает координатором Глобальной Сети религиозных женщин (WFGN), сопредседателем общества «Религия за мир» (RFP).
  2. Джамиля Афгани. Будучи правозащитницей и заместителем министра труда и социального развития Афганистана, Джамиля регулярно организует учебные программы для имамов мечетей, в которых объясняет важность проведения лекций на тему прав женщин в исламе. Женщина уже успела обучить около 6000 имамов.
  3. Раджа Аль Гург — деловая женщина, которая живет в Дубае в Объединенных Арабских Эмиратах. Она является управляющим директором Easa Saleh Al Gurg Group и членом правления Торгово-промышленной палаты Дубая.

По состоянию на 2020 год она занимает 89-е место среди 100 самых влиятельных женщин мира по версии Forbes

Важно отметить, что занимаясь деятельностью в разных сферах, женщина не забывает о своих гендерных особенностях и строит свой труд, свое окружающее пространство максимально приемлемым и удобным для себя образом. Шариатские законы помогают беспроблемно организовать данные обстоятельства, защищая при этом ее честь, достоинство и здоровье. В шариате, в отличие от многих светских лозунгов, критерием для равенства полов (или равноправия женщин и мужчин) является не идентичность человека, а учет их психа-физиологических особенностей и выполнения ими определенных социальных функций ( таких как быть матерью, заниматься воспитанием детей…). Благодаря этому, женщина защищена от эмоционального выгорания, тяжелых депрессий и может полностью раскрыть свой созидательный потенциал, становясь по-настоящему полезной для целого общества.

Один из великих ученых ислама Шейх ибн Усеймин сказал:«Мы должны отметить, что некоторые люди которые говорят о равенстве подразумевают справедливость, и это ошибка. Мы не должны говорить равенство, потому что равенство подразумевает отличие различий. Поэтому является несправедливым призывать к равенству. И начали задаваться вопросы, в чем же разница между мужчиной и женщиной? Они сделали мужчин и женщин одинаковыми, например коммунисты сказали: «А в чем разница между главой и подчиненными? Никто не имеет права командовать над кем либо, даже отец над сыном, отец не имеет власти над сыном и т.д. … Но если мы скажем – «справедливость», что значит давать каждому его право, это заблуждение не будет длиться долго, и слово это будет использовано правильно. Так, Аллах в Коране не предписывает равенство, но говорит:

 

 

«Воистину, Аллах любит Ал Адль (спрведлиость)» (16:90)

«судите по справедливости, когда вы судите среди людей» (4:58)

 

Те, кто говорит, что Ислам это религия равенства, те лгут на Ислам. Напротив, Ислам религия справедливости, что значит судить одинаково того, кто одинаков, и различать между теми, кто различен.»

Заключение

Таким образом, становится очевидным, что ни современные реалии, ни меняющиеся обстоятельства в мире не могут стать причиной кардинальной смены статуса женщины и ее традиционных социальных ролей. Нельзя допускать, чтобы семья, которая является основной ячейкой общества, стала выступать для женщины как «дополнительная сфера реализации». При таком положении, общество становится дисгармоничным. Вместе с этим, женщина, осуществляющая свою важнейшую социальную роль – «хранительницы домашнего очага», должна помнить, что ей необходимо постоянно совершенствоваться, приобретая полезные знания во всех возможных и доступных областях жизни, чтобы всегда быть готовой к организации плодотворной и благодатной деятельности не только внутри семьи, но и в обществе котором живет.

В современном мире особенно актуальной должна стать тема поддержки женщин во всех видах ее благой деятельности. Необходимо всячески помогать женщинам в приобретении полезных знаний и способствовать организации достойных условий для труда и творчества, тогда только женщина сможет реализовывать данный ей свыше потенциал, оставаясь в ладу с собой, и осуществлять одну из своих главных социальных функций — правильно воспитывать новое поколение и полноценно участвовать в формировании его идентичности.


 

[], [], [], [], []
Поделиться в социальных сетях