Роль женщины в общественной жизни.

АМШУКОВА АНЖЕЛА (КБР), 13.07.2022г

Ислам – это идеология, которая помогает человечеству избежать многих проблем, с которыми современный человек стоит лицом к лицу. Ведь Создатель не просто создал и бросил нас в этот мир, но Он отправил инструкцию по пользованию этой жизнью – Коран. Согласно Исламу женщина, прежде всего жена и мать. А мужчины являются их попечителями.

От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Но при этом у каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных единств и равенств в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на мужчин, так и на женщин. «Мужчинам – доля из того, что они приобрели, а женщинам – доля из того, что они приобрели. Просите у Всевышнего его милости. Поистине, Аллах знает все ( Сура Ан-Ниса, аят 32)» .

Понятно, что коранические позиция в отношении женщины и женщины ничем не отличаются. Они оба являются созданиями Всевышнего, которые имеют возвышенные цели на земле, чтобы поклоняться Господу своему, совершать праведные деяния, и избегать зла, и они будут оцениваться соответственно.

Относительно права женщины работать в обществе, нужно заявить сначала, что Ислам расценивает ее священную роль в обществе прежде всего как мать и жена. Приходящие няни не могут занять ее место как матери. Уверенные, эмоционально здоровые дети намного более ценная инвестиция, чем инвестиция миллионной суммы в бизнес.

Однако нет запрета в Исламе, который не позволял бы женщине занятости в обществе, которое соответствуют ее характеру и в чем общество нуждается. Условием является то, что это не должно унижать честь и достоинство женщины.

Согласно Корану мужчина и женщина равны перед Аллахом. Но женщина не имеет права быть главой государства. Это ограничение не имеет ничего общего с унижением ее достоинств, а связано со спецификой исламского государственного строя. В Исламе глава государства – это не просто символический правитель вроде английской королевы. Халиф обязан руководить коллективными молитвами, возглавлять армию, отвечать за национальную безопасность. Женщине же в силу своей эмоциональности будет трудней справляться с такой нагрузкой. В то же время мусульманка, согласно шариату, имеет полное право участвовать в политике, занимать важные государственные посты и должности.

Таким образом, мусульманской женщине дана своя роль. Более 1400 лет назад Всевышний возложил на нее определенные обязанности и наделил правами. Они от Бога и предназначены сохранить гармонию и равновесие в обществе.

Благодаря женщине в обществе царит мир и согласие, в семье – покой и умиротворение. Мужчина и женщина сотворены как частицы единого целого, посему духовное умиротворение находят только друг в друге. Они дополняют друг друга, скрывают недостатки, удовлетворяют свои потребности, как духовные, так и физиологические.

Но при всем этом не стоит смотреть на женщину только как на украшение или объект наслаждения. Женщина – это, прежде всего, человек, высшее творение Аллаха. Смотреть на нее как на домашнюю служанку или кухарку крайне ошибочно.

Прежде всего, женщина имеет свои обязанности перед Всевышним Аллахом. Она обязана выполнять все религиозные предписания, причем для этого не имеют никакого значения возраст и социальное положение, физический облик и духовное состояние. Для каждой женщины, достигшей совершеннолетия, выполнение Божественных предписаний является фардом (обязательным). В начале фардов идет признание Единственности Аллаха и полная покорность Его воле. После имана (веры) следует выполнение намазов и оберегание своей целомудренности.

Второй обязанностью женщины является организация семьи и в статусе матери – продолжение потомства.

Третья обязанность женщины – это быть жизненной спутницей мужа, во всем поддерживать его. Если мужчина и женщина постараются понять друг друга и постоянно помогать друг другу, то их дом превратится в райский сад, где царят любовь и согласие.

Также в мусульманской цивилизации женщины, независимо от происхождения, работали наряду с мужчинами для развития общества и участвовали во всех сферах жизни. Были женщины, которые отстаивали образовательные и культурные ценности, такие как Фатима аль-Фихри, есть женщины, которые преуспели в математике, такие как Сутайта аль-Махамили, медицине, философии и искусстве. И есть те, которые играли ключевую политическую роль и управляли важными территориями мусульманской цивилизации, в том числе Лабана Кордовская Х века (Испания), Ситт-аль-Мульк XI-го века (Египет), Мелике Мама Хатун XII-го века (Турция), Разия (или Разийя) Султана Дели XIII века (Индия) и многие другие.

Биографии жен пророка Мухаммада (ﷺ) являются прекрасным примером значения женщин в развитии истории ислама. Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), первая жена Мухаммада (ﷺ), была первой мусульманкой в ​​мире. Ее образ идеальной жены, матери и компаньона сделал Хадиджу (да будет доволен ею Аллах) одной из самых почитаемых женщин в истории ислама.

Более того, жены пророка Мухаммада (ﷺ) Аиша (да будет доволен ею

Аллах) и Умм Салама (да будет доволен ею Аллах), пережившие его, стали важными передатчиками хадисов и традиций Пророка (ﷺ). Таким образом, укрепив свой исторический вклад в исламское право, они продемонстрировали уважение и преданность к личности Пророка (ﷺ).

Такие женщины, как Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) и Аиша (да будет доволен ею Аллах), а также дочь Пророка Мухаммада (ﷺ) Фатима (да будет доволен ею Аллах) стали ключевыми общественными фигурами в первые годы исламской истории. Исторические записи показывают, что Мухаммад (ﷺ) обращался за советами к женщинам. Женщины внесли значительный вклад в канонизацию Корана. Еще одна жена Пророка Мухаммада (ﷺ), Айша (да будет доволен ею Аллах), была известным специалистом в области медицины, истории и риторики. Биографии выдающихся женщин, особенно из семьи Мухаммада (ﷺ), показывают, что в раннем исламе женщины вели себя относительно автономно.

В исламе ни одна женщина не имела религиозных титулов, но многие женщины обладали политической властью, одни совместно со своими мужьями, другие независимо. Самые известные женщины-правительницы в досовременную эпоху включают Хайзуран, которая управляла Мусульманской империей при трех халифах Аббасидов в восьмом веке; Малика Асма бинт Шихаб ас-Сулейхийя и Малика Арва бинт Ахмад ас-Сулейхийя, обе находившиеся у власти в Йемене в XI веке; Ситт аль-Мульк, фатимидская царица Египта XI века; берберская королева Зайнаб ан-Нафзавия (годы правления 1061 — 1107); две королевы мамлюков XIII века, Шаджар ад-Дурр в Каире и Радия в Дели; шесть монгольских цариц, в том числе Кутлуг-Хатун (XIII век) и ее дочь Падишах-Хатун из династии Кутлуг-Ханидов; андалузская королева пятнадцатого века Айша аль-Хурра, известная испанцам как султана Мадре де Боабдил; Сайида аль-Хурра, губернатор Тетуана в Марокко (годы правления 1510–1542); и четыре индонезийских королев семнадцатого века.

Продолжаются дискуссии о надлежащем уровне участия женщин в общественной жизни. Женщины обычно рассматриваются как ключ к реформированию или сохранению традиций из-за их роли в поддержании семьи, социальной преемственности и культуры. Статус женщины также использовался как средство определения национальной идентичности. Хотя правительства мусульманских государств XX века продвигали образование как для мальчиков, так и для девочек как средство достижения экономического роста, процент девочек, посещающих школы в развивающихся странах с большим и быстрорастущим населением, остается низким. Забота о мужской работе дала дополнительный стимул консервативному призыву к женщинам придерживаться традиционных ролей домохозяек и матерей, хотя экономическая необходимость побуждает женщин выполнять любую работу, которую они могут найти, обычно низкооплачиваемую и неквалифицированную работу. Война и трудовая миграция увеличили количество домашних хозяйств, возглавляемых женщинами.

Сегодня женщины являются активными участниками массовых организаций, участвуют в экономических, образовательных, медицинских и политических проектах. А также прилагают усилия по оказанию помощи в благотворительных акциях и социальных услугах. Современные реформы усилили роль женщин в исламских государствах. Им, наряду с мужчинами, позволено расторгать браки, получать образование и другие возможности. К примеру, в Саудовской Аравии относительно недавно им представлено право на вождение автомобиля.

В современную эпоху женщины снова взяли на себя руководящие роли в мусульманском мире. Беназир Бхутто была премьер-министром Пакистана, Тансу Чиллер была премьер-министром Турции, а Шейх Хасина — нынешним премьер-министром Бангладеш, королева Йордании Рания, известная своими благотворительными акциями в поддержку малообеспеченных граждан, больных детей своей страны, а также получению образования и медицинских услуг для всех слоев населения.

Безусловно, мусульманские женщины наряду с мужчинами участвовали в построении исламской культуры и цивилизации, преуспев в поэзии, литературе, и искусстве. Кроме того, мусульманские женщины продемонстрировали ощутимый вклад в математику, астрономию, медицину и другие науки.

Женщины могут быть предпринимателями, как Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), первая жена Мухаммада (ﷺ) и первая из обратившихся в Ислам. Они могут занимать активную политическую позицию, как Фатима (да будет доволен ею Аллах), дочь Мухаммада (ﷺ), жена имама Али и мать имамов Хасана и Хусейна (да будет над ними всеми мир).

Вспомним историю, как мать правоверных Умм Салама (да будет доволен ею Аллах) дала ценный совет Пророку (ﷺ). После заключения мирного договора в аль-Худайбийи Посланник Аллаха (ﷺ) велел сподвижникам заколоть своих жертвенных животных и сбрить волосы, повторив своё повеление три раза. Однако никто не послушался. Тогда посланник Аллаха (ﷺ) зашёл к Умм Саляме (да будет доволен ею Аллах), рассказав ей о реакции сподвижников на его повеление. Умм Саляма сказала: «О пророк Аллаха! Хочешь, чтоб они послушались? Выйди, и, не говоря им ни слова, сам заколи своё жертвенное животное, затем позови своего цирюльника, и пусть он тебя побреет». Посланник Аллаха (ﷺ) так и поступил: вышел, никому ничего не говоря, сделал всё необходимое, заколов жертвенное животное, затем позвал своего цирюльника, который побрил его. Увидев, что Пророк (ﷺ) делает это, воодушевлённые мусульмане тоже стали приносить жертвы и брить головы.

Также посланник Аллаха (ﷺ) советовался со своей первой женой Хадиджей (да будет доволен ею Аллах), которая в самом начале пророчества отвела его к священнику Вараке ибн Нафвалю. Это доказывает, что Мухаммад (ﷺ) советовался со своими женами.

На самом деле в ранней истории Ислама было много выдающихся женщин. Естественно, во главу списка можно поставить вдову нашего Пророка Аишу (да будет доволен ею Аллах), которая прославилась своим остроумием и знаниями. Пророк (ﷺ) даже советовал своим сподвижникам «брать половину религии у Аиши», признавая тем самым широту ее познаний. После смерти Посланника Аллаха (ﷺ) она провела всю оставшуюся жизнь, передавая хадисы от своего мужа и толкуя Коран. Ее авторитетные заявления сыграли немаловажную роль в придании окончательной формы исламскому праву.

И о некоторых известных мусульманках наших дней.

Таваккуль Карман.

Мусульманка родом из Йемена. Она является известной правозащитницей, журналистом и политиком. Кроме того, в 2011 году Карман стала первым гражданином Йемена, первой арабской женщиной и второй мусульманкой – лауреатом Нобелевской премии мира. Совместно с Леймой Гбови и Элен Джонсон-Серлиф она получила награду «За ненасильственную борьбу за безопасность женщин и за права женщин на полноправное участие в построении мира».  Также Таваккуль Карман создала правозащитное движение под названием «Женщины-журналисты без оков». Цель данного движения – защита прав человека, популяризация свободы слова.  Однажды западные журналисты задали Карман вопрос относительно её одежды – якобы ношение хиджаба не подходит женщине с её уровнем образования и мышления. Вот что она ответила: «Человек в начале времени был почти голый, и в то время как его интеллект развивался, он начал носить одежду. Сегодня я и то, что я ношу, представляет собой самый высокий уровень мысли и цивилизации, который достигло человечество, и это не является регрессивным! А возвращением в древние времена является то, что человек начинает оголяться!»

Малала Юсуфзай .

Биография этой молодой девушки также достойна внимания. Юсуфзай – правозащитница из Пакистана. Девушка активно выступает за доступность образования для женщин во всём мире. Уже в возрасте 11 лет она получила всемирную известность, поскольку вела блог специально для BBC. В своём блоге она говорила о своей жизни при режиме талибов, взглядах на образование и т. д. В 2013 году вышла автобиография Малалы Юсуфзай, а в 2015 году была выпущена ещё одна книга под названием «Я – Малала». За свои 22 года мусульманка успела сделать очень многое. Награды и всеобщее признание стали платой за её самоотверженный труд.  Так, в 2013 году, в день своего 16-летия, девушка выступила с речью в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. В том же году Малала удостоилась премии Анны Политковской и премии имени Сахарова. А уже год спустя Юсуфзай – лауреат Нобелевской премии мира (совместно с Кайлашем Сатьяртхи) «за борьбу против подавления детей и молодых людей и за право всех детей на образование».  Малала Юсуфзай – самый юный лауреат Нобелевской премии за всю историю.

Ибтихадж Мухаммад .

Эта мусульманка является американской фехтовальщицей-саблисткой, чемпионом мира и Панамериканских игр. Всемирную известность спортсменка получила в 2016 году. Тогда ей удалось пройти все квалификационные этапы и попасть на Олимпиаду в Рио.  Ибтихадж стала первой спортсменкой, участвующей в Олимпиаде в хиджабе.  В прошлом году она выпустила детскую книгу, повествующую о жизни мусульманок. Примечателен и тот факт, что Ибтихадж Мухаммад является прообразом первой куклы Барби в хиджабе.

Далия Могахед .

Американская учёная, известный социолог, специализирующийся на проблемах исламского мира, Далия Могахед – пример мусульманки, способной успешно совмещать активную деятельность и роль матери.  Профессиональный путь Далии очень интересен.   В своё время указом президента Барака Обамы Могахед была назначена в специальный консультационный совет по вопросам религии при президентской администрации советником президента. Также женщина написала книги «Кто говорит от имени Ислама?» и «О чём думают миллионы мусульман?».   В этих книгах говорится о жизни последователей Ислама в более чем 35 странах мира. Кроме того, данные и статистика социологических исследований, проводимых Далией Могахед, цитируются множеством известных СМИ: Wall Street Journal, Harvard International Review, Foreign Policy и др.  На одной из ежегодных американских конференций Далия Могахед выступила с яркой и запоминающейся речью: «Что вы видите, когда смотрите на меня? Я – мама, интроверт и глубоко верующая мусульманка. Многие из вас никогда не встречались с мусульманами лично и потому делают выводы о нас, исходя исключительно из телевизионных новостей. Но они, как правило, ошибочны…»

Фатима аз-Захра аль-Атрактчи.

Мусульманке-нанотехнологу принадлежит уникальное открытие.  Так, благодаря исследованиям доктора Фатимы аз-Захры удалось изобрести способ «слушать» бактериальную коммуникацию. Это, в свою очередь, поможет снизить устойчивость бактерий к антибиотикам и моментально диагностировать различные заболевания.

Джоха аль-Харси .

Эта писательница-мусульманка также потрудилась во благо общества.  Аль-Харси родом из Омана. В 2019 году женщина получила Международную Букеровскую премию – одну из самых престижных наград в мире английской литературы, став первой представительницей арабского мира, получившей такой успех. Мусульманка назвала свою книгу «Небесные тела». Речь в ней идёт о семейных отношениях и истории трёх сестёр.  Книга «Небесные тела» превзошла работы пяти других авторов художественной литературы из Европы и Южной Америки.

[], [], [], [], []
Поделиться в социальных сетях