Права мусульманки. Миф или реальность?

Амина Дударова 13.07.2022

С именем Всевышнего, Милостивого и Милосердного.

Сегодня я постараюсь рассказать вам о правах мусульманки, о роли женщины в исламе и о взаимоотношениях супругов.

Положение женщины и ее статус в исламе – широко обсуждаемая и вызывающая множество дискуссий по всему миру тема. Наверное, многие люди здесь слышали об обязанностях мусульманки из СМИ, из различных интернет-источников. Но много ли раз вы слышали о правах женщины в исламе из уст, знающих эту религию? То, что некоторым со стороны кажется угнетающим женщину, на самом деле предоставляет ей защиту и оберегает ее честь. Из знамений Аллаха, доказывающих Его всемогущество, то, что Он создал людей парами, мужчинами и женщинами, чтобы они находили друг в друге успокоение души. В исламе жена считается основой семьи и общества. Ислам возложил на неё важные обязанности и дал ей множество прав.

Женщина – дочь, жена, мать и в каждом положении она обладает высоким статусом и почетом. Достоинство девочек мы можем наблюдать в словах Всевышнего, смысл «…Он дает, кому пожелает, женское поколение и дает, кому пожелает, мужское». Один из толкователей Корана говорил: «Всевышний начал в этом аяте с женщин, почитая их, дабы заботились о них, проявляя добро. Относительно почета матери есть слова Пророка : «Один человек пришёл к посланнику Аллаха, , и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей в набольшей мере достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он ответил: «Твоя мама». Тот спросил: «А кто потом?» Он ответил: «Потом твоя мама». Он снова спросил: «А кто потом?» на что пророк ответил: «Потом твоя мама». Тот снова спросил: «А кто потом?» — и на четвертый раз пророк ответил: «Потом твой отец». Женщина имеет право на защиту своей чести и уважение собственного достоинства, подобно тому, как и мужчина. В исламе есть повеление хорошего отношения к женщине, и не возложено на нее сверх ее обязанностей, она наделена правами. Она находится под опекой отца, затем мужа, принимая во внимание физиологические и психологические особенности и возможности женщины. Кто как не Создатель может знать Свое творение.

Роль и положение женщины в исламе велики, в исламе нельзя пренебрегать женщиной, Всевышний Аллах повелел мужчинам хорошее отношение относительно представительниц прекрасного пола и предписал им обращаться к ним по достоинству: «Посланник Аллаха, , сказал: «Обходитесь с женщинами хорошо», то есть относитесь к ним наилучшим образом, не притесняйте их, соблюдайте их права, уважайте, направляйте к добру».

Как вы знаете, Коран ниспослан на красивом и богатом арабском языке. В качестве первого примера приведу 34 аят из Корана, из суры «Женщины». В начале аята говорится о том, что мужчины являются попечителями «каууам» — قَوَّامُونَ над женщиной. Это слово является определяющей основой того, как должен функционировать союз мужчины с женщиной, как должен вести себя мужчина по отношению к женщине, и как должна женщина отвечать на это. Все это заложено в данном слове, этот аят довольно-таки длинный, но все что описывается в нем, дополняет основное высказывание. Слово «каууам», может использоваться по-разному.

Первое – это быть постоянно вовлеченным в какой-то процесс, никогда не быть пассивным. Мы понимаем, что в значение этого слова входит описание кого-то активного. И это первый намек на правило выстраивания взаимоотношений между супругами. Эти отношения не будут существовать сами по себе, над ними необходимо работать. Любовь между супругами не продолжается до бесконечности без применения причин, ее необходимо поддерживать, питать и лелеять. Итак, мужчина должен стать тем, кто проявляет инициативу в общении с женой, это его обязанность.

Второе значение — самоотверженность. Указывает данное слово также на серьезность намерений, на самоотдачу. Муж должен вести себя самоотверженно в отношениях, быть опорой в семье, таким на кого всегда можно положиться.

Третий смысл — ценность, мужчина несет ответственность за то, чтобы напоминать жене, как он ее ценит. Он осознает необходимость присутствия жены в его жизни, он знает и говорит ей о том, как она красива. К сожалению, в жизни встречается много негативных примеров, когда муж унижает и всячески обижает жену. Это противоположно тому, как муж должен ввести себя с женой по законам религии. И не стоит забывать о личных пороках людей, ведь когда кто-то показывает пальцем на луну, мы не смотрим на палец.

Так же муж должен нести ответственность за жену, должен опекать ее. Когда мужчина забирает ее в свою семью, то становится обязанным защищать и оберегать ее так, как до него это делал ее отец.

Из всего сказанного мы понимаем, что мужчина обязан быть защитником, опорой и любящим мужем.

Пророк Мухаммад и сказал: «Самые лучшие из вас это те, кто наилучшим образом относятся к своей семье».

Так же пророк говорил: «Не поднимай руку на рабынь Аллаха». Пророк мог сказать не поднимай руку на женщин, ведь, по сути, все люди рабы Всевышнего. Но смысл его слов заключается в том, что когда ты говоришь именно рабыни Господа, то это означает, что ты будешь отвечать перед Аллахом за каждую несправедливость по отношению к жене.

Очень важное внимание уделяется заботе о дочерях в исламе. Посланника Аллаха сказал: «Отец трех дочерей, которым он предоставит место жилья, будет проявлять милость к ним, которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочери?». На что он ответил: «Даже если у него будет две дочери». Также передано от пророка : «Тот, кто имеет трех дочерей или сестер, кто хорошо относится к ним, воспитывает их должным образом, имеет терпение с ними, и боится Аллаха по отношению к ним, войдет в Рай».

Из вышесказанного мы понимаем, что женщина в это религии защищена наилучшим образом.

Изменение положения женщины после прихода Ислама.

С приходом Ислама структура арабского общества значительно изменилась: гендерные роли претерпели существенное реформирование. Как свидетельствуют ученые, с приходом Ислама положение женщин в обществе значительно улучшилось. Законы ислама предоставляли им гораздо больше прав выбрать свой путь, нежели законы в некоторых европейских странах в тот период. В качестве примера приводится то, что французский закон ограничивал женщин в правоспособности вплоть до второй половины двадцатого века. Еще один пример – необходимость по закону получения согласия женщины на «брак», которое в исламском праве считают обязательным, однако оно не являлось таковым в ряде законов европейских стран. По исламскому закону брак представлял собой своего рода «договор». В исламском законе также женщины наделялись правом наследования, а это право до принятия Ислама давалось только мужчинам.

Рассуждая о положении женщины в мусульманских странах, авторитетный ученый Аннемари Шиммель отмечал, что, сравнивая ее положение в Исламе с положением до прихода Ислама, то видно, что прогресс в улучшении социального положения был огромен: на это указывается и тот факт, что мусульманка по исламским законам наделялась правом самостоятельно распоряжаться своим богатством и наследовать. Средства, которые зарабатывает мусульманка являются ее собственностью настолько, что она не обязана ни на кого их расходовать. Мужчина же обязан тратить средства, заработанные им, на содержание своей семьи.

Рассматривая деятельность Пророка Мухаммада с точки зрения исторического контекста времени, в котором он жил, ученые его определяют, как деятеля, который не только действовал в интересах мусульманских женщин, но и улучшил их социальное положение, добившись предоставления им основных правовых гарантий. Как отмечает исследователь Д. Эспозито, Пророк Мухаммад добился предоставления им привилегий и прав как в области образования и экономических связей, так и в семейных законоположениях.

Образование.

В исламе большое значение отводится учебе и приобретению полезных знаний, будь то религиозные знания, или светские. Многие учебные заведения фактом своего основания обязаны исламским женщинам. Фатима аль-Фихри сыграла немаловажную роль при основании университета Аль-Карауин в 859 году. О том, что в мире Ислама для женщин открывались широкие возможности в сфере образования, говорил еще в двенадцатом веке ибн Асакир, утверждая, что его современницы не просто могли учиться, но и защищать академическую степень, становиться преподавателями и учеными.

Большим вдохновением для женщин в мусульманских странах всегда являлись жены Пророка Мухаммада : «Хадиджа была успешным предпринимателем, его жена Айша была известной ученой, знатоком хадисов, у которой брали знания сподвижники. Мухаммад хвалил женщин из Медины за то, что скромность не помешала им познать свою веру. И опираясь на эту информацию, мы понимаем, что женщине необходимо приобретать полезные знания, так как без них она ведома даже самыми невежественными людьми. Нацию воспитывает женщина, без эрудированных, скромных матерей пропадет нация.

Наша задача распространять нравственность, скромность, отдаленность от пороков, что влияет на общее состояние народа, и которое зависит также напрямую от мужчин, в домах которых женщины. Также наша цель – это прививать приверженность к получению полезных знаний, чтобы нация процветала. И первое с кого мы начнем – это мы.

[], [], [], []
Поделиться в социальных сетях